Home / Отзывы / Законопроект о новом определении «турпродукта» вынесен на второе чтение в Госдуме.

Законопроект о новом определении «турпродукта» вынесен на второе чтение в Госдуме.

Законопроект, вносящий фундаментальные изменения в понятие «турпродукт», подготовлен к рассмотрению во втором чтении в Государственной Думе. Профильный Комитет по туризму и развитию туристской инфраструктуры рекомендовал его к принятию. Планируемая дата заседания — 16 декабря 2025 года.

Документ разрабатывается в рамках системной реформы законодательства о туризме и направлен на повышение прозрачности рынка, упорядочение деятельности туроператоров и улучшение защиты прав потребителей.

Ключевые положения финальной редакции

Финальная версия законопроекта, согласованная ко второму чтению, впервые вводит дифференцированное определение турпродукта в зависимости от вида туризма.

  • Выездной туризм: турпродуктом признается комплекс услуг, включающий:
    • перевозку туриста из РФ в страну (страны) пребывания и/или обратно в РФ;
    • проживание в стране (странах) временного пребывания.
  • Внутренний и въездной туризм: туристский продукт формируется из:
  • предоставления проживания в средстве размещения на территории РФ;
  • минимум одной дополнительной услуги из перечня:
    • перевозка любым видом транспорта;
    • услуги экскурсовода (гида);
    • услуги гида-переводчика;
    • услуги инструктора-проводника.

В состав турпродукта могут также включаться иные услуги по усмотрению оператора.

Особое внимание уделено инклюзивности: в новую формулировку включаются услуги экскурсоводов и гидов-переводчиков, чья деятельность не требует аттестации по части 27 ст. 4.4 ФЗ-132 — это расширяет легальные возможности для малых и средних участников рынка.

Новелла: объединённые договоры приравниваются к турпродукту

Принципиальной нормой проекта стало положение о приравнивании к турпродукту комплекса отдельных договоров, заключённых туристом/заказчиком:

 

«Если с одним лицом заключены отдельные договоры на оказание услуг, входящих в состав турпродукта, на одно и то же лицо и на один и тот же период — такие услуги приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта».

 

Исключение сделано лишь для случаев, когда дополнительные услуги предоставляются непосредственно самим средством размещения (напр., трансфер отеля).

Это нововведение ликвидирует правовую неопределённость, позволяя туроператорам легально собирать «гибридные» продукты без риска дисквалификации как агентских схем 3842.

Сроки вступления в силу и переходный период

Закон вступит в силу с 1 марта 2026 года, однако для внутреннего и въездного туризма предусмотрен отложенный переходный период:

  • Требование о передаче данных в информационную систему электронных путевок (ИС ЭП) будет применяться только с 1 сентября 2026 года.

Это даёт отрасли 6 дополнительных месяцев на техническую и организационную адаптацию.

Профессиональная оценка и перспективы

Изменения направлены на легализацию внутренних и въездных продуктов, снижение административной нагрузки и исключение двойного документооборота — в частности, обсуждается отказ от понятия «турпутёвки» в пользу единого договора.

По мнению экспертов, нововведения позволят:

  • чётко разграничить деятельность туроператоров и агентов;
  • снизить риски для туристов за счёт прозрачности состава продукта;
  • расширить возможности для цифровизации и автоматизации учёта турпродуктов;
  • обеспечить равные условия для применения налоговых льгот, положенных туроператорам.

Ожидается, что окончательное принятие законопроекта во втором и третьем чтениях состоится до конца декабря 2025 года.

Источник

Сейчас читают

Анталья

Отдых в Анталье: впечатления и рекомендации

Анталья — один из самых популярных курортов в мире, который привлекает туристов своим уникальным сочетанием …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *