Соло на Соловки Печать
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Автор: DmP   
28.11.2009 18:39
   Автор текста и фото:  Пшеченко Д. 

 

 

 

Идея поехать на Соловецкие острова осенью возникла несколько лет назад. Тогда мне  на          глаза попались фотографии Соловков осенью. Очень захотелось воочию увидеть эту красоту. Со временем на Соловки тянуло все больше, но обстоятельства опять вынуждали перенести поездку.
В голове сам собой возник образ труднодоступного острова, окутанного туманом, с постоянно моросящим дождем, холодными северными ветрами. Камни поросшие мхом, кривые низкорослые березы и т. д. и т. п. Природа острова меня интересовала в первую очередь, и только потом его, богатая на события, многовековая история.
Наконец у меня появилась возможность поехать на Соловки осенью, прикоснуться к мечте, а заодно и разрушить её. Но обо всём по порядку.
Поездом доехал до станции Кемь.
Это один из первых кадров, которые были сделаны в Кеми. Пока паломники, к которым мне удалось присоединиться, получали Благословение на «Подворье» ,я запечатлел часовню, которая «снималась» в фильме П. Лунгина «Остров». Основное действие фильма происходит на этой небольшой каменистой косе ( кто не видел фильм, рекомендую посмотреть).
Очень кстати удалось «вписаться» с паломниками на т/х  «Туман». Всю дорогу они молились, пели песни, создавая неповторимую атмосферу встречи с загадочным островом.
Вышли из Рабочеостровска в 5: 45 , а в 8:40 подходили к пристани на Большом Соловецком острове. Первое, что неприятно удивило, это толпы туристов по 20-30 человек. Вообще я не ожидал увидеть здесь много людей.   
    Большинство паломников приезжающих на остров получают послушание: помогают в приготовлении пищи, исполняют обязанности подсобных рабочих.
    Двое молодых людей на фото – послушники, занятые уборкой мусора. Один жалуется, что не нравится работа, второй советует попроситься в пекарню. 
 Дорога на Б. Муксалму. Обход глубоких луж по болоту (по бревнам). Для автомобилей не проходимая (только болотоходы на пневмокатках или зимой). В обратном направлении ехали грустные велосипедисты.
Дорога  на о. Б. Муксалма заняла где-то 4 часа. Шел не спеша, ел ягоды - голубику, бруснику, воронику (здесь её называют психа). Погода солнечная, часто останавливался  и фотографировал. Здесь тихо и спокойно, не то, что в центре мирового туристического бизнеса – поселке Соловецком. Перешел по дамбе через пролив Южные железные ворота на остров и заночевал. Провел на Большой Муксалме ещё два дня: поднялся на г. Фавор (39 м), посмотрел фортификационные сооружения, оставшиеся с советских времен, посетил Сергиевский скит. За это время я не встретил ни одного человека.
Вдоль береговой линии и на островах часто встречаются старые геодезические знаки.
Решил перейти по малой дамбе на о. Малая  Муксалма.  Но она оказалась разрушена, и пришлось ждать отлива, чтобы по малой воде перейти пролив Муксалминский. Приливы здесь два раза в сутки, с периодом в 12 часов и постоянным суточным смещением в 30-40 минут (Например:  4:00, 16:00 , на следующий день 4:30, 16:30).
Поселок Малая Муксалма оказался жилым. Здесь работает артель по заготовке ламинарии, где-то человек 25. Основное население живет только в сезон (июнь- сентябрь), зимуют двое – сторож и моторист. Электричество от дизельного генератора ( включают с 20:00 до 00:00), газ в баллонах и дрова расходуются экономно. Живых денег нет, на острове сухой закон. Магазина тоже нет. Когда приходит корабль за ламинарией привозит и продукты в счет зарплаты.
На заработки люди приезжают отовсюду: из Ейска, Донецка, Краснодара, Белгорода, Белоруссии. Есть и местные – архангельские. Приезжают семьями: мужчины косят «траву», женщины помогают сушить (снимают- вешают), собирают ягоды и грибы. Но в основном работают мужчины – одиночки. Есть старожилы, которые работают здесь с1978 года. Молодежь долго не задерживается, когда понимают, что «легких денег» не заработаешь. Все зависит от погоды, и зарплата и сама жизнь на острове.                                                     
Познакомился с одним мужичком – Валерой. Раньше он ходил на сухогрузе в страны Скандинавии, а после списания решил попробовать «покосить траву». Его сосед по избушке- Миша (отсидел 9 лет) любезно пригласил меня попить чаю, а заодно и переночевать. Я согласился. И не зря. Узнал много интересного  из жизни на острове, о работе заготовителя ламинарии да и вообще...  Напек им вечером блинов.
Очередь на выгрузку ламинарии. После 4-5 часов на покосе в море, «траву» развешивают на просушку». За одну «ходку» в море полагается паек – ¼хлеба (из своей пекарни) и «первое» (суп или борщ) .Терминология «ходка» и «паёк» не случайна: на острове много недавно «освободившихся».
Единственное двухэтажное деревянное здание на острове - часовня Власия,  которая была перенесена сюда в 1876 году  с  о. Б. Муксалма. Сейчас это жилой дом для работников водорослевого комбината. Рядом с каждым домом сушилки для ламинарии.
Через день моторист Миша-грек на своём карбасе (моторной лодке) довез меня до пос. Соловецкого. Там я провел ещё несколько дней, осмотрел Соловецкий кремль. Потом съездил на Б.Заяцкий остров и чудом успел на последний рейс в эту навигацию на о. Анзер.
Достойна посещения небольшая выставка «Древние морские пути». Вход 10 р.              Мне повезло присутствовать на лекции Александра Яковлевича Мартынова, который участвовал в переходе на  каркасной берестяной лодке из Рабочеостровска (Кемь) на Соловки через Кузова. Интересно рассказывал о  строительстве лодки из бересты на каркасе из веток.
Жизнь в монастыре подчинена своим законам и монахи не обращают на толпы туристов никакого внимания. Правда когда фотографируешь « в лоб», стараются отвернуться. «Спасаются» от любопытных на острове Анзер, где находятся строгие скиты, правда и туда теперь возят  экскурсии.
     Вот где не ожидал увидеть солнечные часы, так это на Соловках,  на стене рухлядной палаты. Здесь чуть более 20 солнечных дней в году. Кадр сделан в 15: 27.
Практически все трезвое население пос. Соловецкий, так или иначе стараются заработать на туристах. И их можно понять. Это единственный вид заработка на острове. Но как-то уж всё грубо и не прикрыто, а по нашему, цинично. Природа, история и культура Соловецкого архипелага эксплуатируется по-черному на все 250% ничего не получая взамен. Взять хотя бы музей Соловецкого кремля – там печное отопление. Может, конечно, это такая «изюминка», местный колорит… Вобщем,  грустно было видеть здесь, вдали от «центра» такие же признаки «цивилизованного» бизнеса по-русски и «ненавязчивого» сервиса, как и на материке. Хотелось от всего этого уехать на Соловки… не получилось. Не угадал я и со временем приезда, не учел смещение времен года на север, и приехал в лето вместо осени. Зато с погодой повезло. Не было ни одного пасмурного дня.
И, несмотря на всё, собираюсь на Соловки еще раз, теперь зимой. А зимой сюда можно добраться только на самолете…

Теперь о весёлом, о ценах, от которых страдают сами местные жители : Хлеб черный – 20 руб., батон – 22 руб., гречка  - 36 руб/кг, водка – 185 руб. 0,5л.
Самое дешевое жильё (барачно-окопного типа) – 200 руб./сут., в кемпинге (т. е. в своей палатке – 60 руб/ сут. с чел., прокат лодки 350 руб час, прокат велосипеда – односкоростной, многоскоростной, с нормальной навеской и аморт. вилкой – 60, 100 и 120 руб. за час соответственно. Кстати на Кипре прокат велосипедов стоит 8-10 евро за день (около 400 руб.) А это тоже остров…

Экскурсии: на о. Заяцкий – 500 р., на о. Анзер – 1000 р. Музей – 150 р.(70 + 80), карта Соловков – 60 р., DVD диск о Соловках – 200 р.
Дорога:
Москва – Кемь (плцк.) 1564 р.
Кемь - п. Соловецкий 650 р. ( т/х «Туман»),
п. Соловецкий – Кемь 500 р. (т/х «Василий Косяков»)
Кемь – Москва (плцк.) 1317 р.
Расписание теплоходов:
«Туман»:  Кемь 6:00--- Сол. 8:40               « Вас. Косяков»:  Кемь 8:00 --- Сол. 10:30
Сол.16:00--- Кемь 18:30                                           Сол.17:30--- Кемь 20:00

ЕЖЕДНЕВНО                                           

 

Фотоальбом к статье.
Фото автора.

 

Расширения для Joomla

blog comments powered by Disqus