Велопоход,Архангельская область,Кенозерский национальный парк.
30 июля-9 августа 2007,Архангельская область и пару дней в Карелии

Велопоход по Кенозерскому национальному парку и Архангельской области, с послесловием в Карелии на мысе Бесов Нос.

Схема маршрута в разных вариантах:

Избранные фото с привязкой к карте местности.

Ссылка на видеоролик YouTube. (10 мин)

Оглавление

 

Заехали к нам друзья, которые любят путешествовать на машине. Каждый год они выбирают маршрут и вперед. При этом, они снимают репортаж на видео с прекрасными познавательными комментариями. Очередной их маршрут проходил по Архангельской области и Карелии. Много деревянного зодчества, дома, церкви, Кенозерский национальный парк. Их совет был таков: эта вся красота-умирает. Хотите увидеть – езжайте, пока не поздно. И мы загорелись этой идеей.

Сначала собирались ехать в Карелию. Изучая памятники деревянного зодчества, уходили все дальше на восток и сместились в Архангельскую область, как менее доступную и более заманчивую. Отправной точкой для разработки маршрута служил отчет Андрея Третьякова из Архангельска.Одним из вдохновляющих источником были книги Г.П. Гунна: «Кенозерский озерный край» и «Каргополье – Онега», сайт "Кенозерье".

В пользу Кенозерского национального парка, как главной цели путешествия был и такой факт: "На Кенозере же сохранилась уникальная ситуация - в радиусе 25 км находится 26 часовен на своих первоначальных местах, а часть из них стоит в деревнях, структура которых сохранилась с ХIХ века. При этом доступ от одной часовни к другой прост благодаря пространству озера, объединяющего все часовни в общую структуру, где нередка ситуация непосредственной визуальной связи между 2-3 часовнями. Озеро же объединяет жителей всех деревень в единый социум, стабильно существующий несколько сотен лет." Источник.

После долгих, мучительных поисков нарисовался такой вариант
На микроавтобусе едем Калуга-Ярославль-Вологда-Вытегра-Пудож - д. Орлово(Воротниковская,), что на Лекшмозере в Кенозерском национальном парке.Здесь оставляем машину и закладываем кольцевой веломаршрут д. Орлово-г. Каргополь-с.Ширяиха-с.Вершинино-Кенозеро-д.Горбачиха-с.Морщихинская - д.Орлово. Возвращаемся через неделю, грузимся в машину, перебираемся в Карелию, в д. Каршево. Оставляем там машину и на велосипедах едем на известное место, на берегу Онежского озера Бесов Нос, где находится крупнейшая коллекция рисунков первобытного человека.

Был вопрос: где оставить машину? В сети масса предложений от жителей Морщихинской о предоставлении домов для летнего проживания. Из Орлова таких предложений нет. Решил, не получится в Орлово, поедем в Морщихинскую, благо это около 10 км. В Каршево у нас был телефон Подкопаева Иван Васильевича т.8-921-457-89-01. Не терпелось договориться о встрече, поэтому звонил ему еще в апреле.

Чем ближе к походу, тем больше нарастало предвкушение встречи с чудом. Особенно этому способствовали описания этих мест в книге Гуна.

Маршрут обсуждали с многими. Один знакомый из Петрозаводска настойчиво звал в Кижи, а место нашего похода назвал "медвежьим углом". Стали готовиться к встрече с медведем, тем более что она описана в отчете Андрея Третьякова. Прочитали про несколько случаев, нападения медведей на спящих в палатке туристов. Задумались. Но не надолго.

Заброска

Наступил день отъезда. Ехали долго. Два дня. В первый день доехали до Вологды. Как положено, у нас было два водителя, поэтому ехали практически без перерыва. Под Вологдой чуть было на посту ГАИ наc  не раскрутили на штраф. Но мы вовремя перевели разговор с инспектором на вопрос где тут можно переночевать и он, наивная душа, начал подробно рассказывать. Тут мы услышали характерный вологодский говор, и в наш лексикон вошло слово «отворотка».

Долго искали отворотку и заночевали в 10 км от Вологды, в лесополосе. Огромная луна предвещала нам хороший поход.

 

На выезде из Вологды в д. Семенково зашли в музей деревянного зодчества. Все, что мы увидели в музее,  мы потом встретили в нашем велопоходе по Архангельской области.

Музей деревянного зодчества в Вологде

Не смогли проехать мимо Кирилло-Белозерского монастыря. Это место и его окрестности заслуживают отдельного путешествия и отдельного рассказа. Особенно поразила дорожка, вымощенная старыми надгробиями.

Дорожка в монастыре из надгробий
Мастер класс по птице счастья

Довелось поговорить с мастером и заснять процесс изготовления  деревянной птицы счастья. Видео.

Мы забирались все севернее, дорога была нормальная, а временами просто отличная. Места знаменитые: Волго-Балтийский канал, городок Вытегра. Все чаще встречаются лесовозы, вывозящие наш лес в Финляндию.

В селе Саминский погост  первая встреча с деревянными церквями. Две церкви. Подъехали. Одна церковь после реставрации, в лесах. Вторая - разрушенная, куча бревен и досок. И это рядом с прекрасной дорогой. Грустное впечатление. Что же мы увидим дальше?

Саминский Погост. Остатки церкови Тихвинской иконы Божией Матери

Дело к вечеру, а ехать еще далеко. Я, как штурман, начал нервничать. Дорога постепенно перешла на грунтовку, миновали красивую резную вывеску «Кенозерский национальный парк». Последние повороты, и к 23 часам въехали в деревню Орлово. Стоянка на въезде занята.  Едем вдоль деревни. На улице никого, но в домах еще горят окна. Зашел в один из домов и спросил, где можно переночевать. Сказали, что в конце деревни есть стоянка оборудованная Кенозерским национальным парком.

Там действительно был столик с навесом, кострище. С дровами трудности. Время было близко к полуночи.

Самое приятное, было то, что все ожидания оправдывались: перед нами лежало черное Лекшмозеро, вдалеке слева светились огоньками с.Морщихинская. До Морщихинской если ехать на северо-запад 12 км, но мы поедем в другую сторону примерно 330 км.

Закат снять не успели, поэтому решили с Димой встать пораньше. Посмотрели по GPS время восхода солнца. Коля вставать на съемки восхода не захотел, сказав первую свою крылатую фразу "Один хрен, все сольем и нарежем".

Коля в этом походе блистал остроумием и произнес много афоризмов. Один из них: "ничему жизнь людей не учит", он повторял чаще других.

30 июля 2007.День первый.

д.Орлово,Челмогорский монастырь,Большие Лядины,Красная Ляга

Утро в Орлово было супер. Мы встали точно по GPS и потом еще полчаса зевая и дрожа ждали, когда взойдет солнце. Восход сняли, спать уже не хотелось и мы в пять утра пошли бродить по деревне. Кто бы мог подумать, что это будет одним из ярких впечатлений похода.

Утро в д.Орлово
д.Орлово, берег Лекшмозера

 

Собаки почему-то не лаяли. Заборов в деревне нет. От каждого дома тропка к озеру. Мы проходили через каждый двор к озеру смотрели дома, изучали бани, любовались восходящим туманом над озером. И нигде ни души. Впечатление остановленного времени усилил мужик, спавший в машине с открытым ртом. Причем машина стояла на обочине как-то косо. Видать ехал ночью, да резко сон сморил.

Раннее утро, автотуристы еще спят

Вернулись в лагерь, стали разводить костер. Но с дровами туго. Тут подошел местный мужичок. Я подумал - началось. Сейчас начнет просить на бутылку. Как я ошибся. Он просто искал свою собаку и к нам зашел поговорить. Познакомились. Юрий Васильевич рассказал про местную жизнь, подсказал где взять дрова. Расспросили про наш маршрут. "Будете бурлачить и ишачить, едрит твою палку" сказал он.

С утра занялись упаковкой рюкзаков. Машину оставил во дворе одного из домов. Причем разговор с хозяйкой был такой:
-Можно у вас машину на недельку оставить?
-Конечно, можно.
-А сколько стоить будет?
-А нисколько. Мы денег не берем.

Еще раз пообщались с Юрием Васильевичем, он у себя в сарае собирал какой-то вездеход. Оставили ему излишки продуктов и часов в 11 отъехали.

Как всегда, первые метры пути на груженом велосипеде приводят в шок. Руки не привыкшие к такому рысканью руля дрожат, а голова думает: неужели на этом можно ехать по бездорожью 300 км. Из-за серьезной нагрузки приходиться подкачать колеса.

Первые метры пути

Все, мы на маршруте! Буквально рядом еще одна деревня Илексинская. Слева Лекшмозеро, справа стена леса. Дорога - хорошая грунтовка. Ближайшая наша цель Челмогорский монастырь. Точнее, место, где он стоял.

Подъезжаем к большому поклонному кресту, стоящему по левой стороне дороги. Поклонный крест на Севере, это как малая церковь. Крест обычно устанавливают в деревяном срубе заполненом камнями.

Поклонный крес у поворота к Челмогорской пустыне
Табличка на кресте

Поворачиваем в лес около креста. Рядом  схема Кенозерского парка. Проехав метров 400 в лес понимаем, что дальше не проедем.

Оставляем Колю с велосипедами и идем пешком. Дорога  поросла травой, только следы кабанов, да кто-то ехал на лошади. Очень помогает навигатор. На середине пути вправо была хорошая тропа. Попытались пойти по ней, но попали в болото и вернулись на дорогу. Тропа, похоже, рыбацкая, ведет к Монастырскому озеру.

Ждем большой поляны с еловой рощей. Именно такие рощи, согласно поверьям,  выбирали  для монастыря или погоста. У Гуна очень хорошо описана могучая ель около Челмогорской пустыни и встречу с ней ждешь, как с человеком, о котором тебе рассказывали много хорошего.

Вышли на поле и справа метрах в 500 роща. Очень похоже на рассказ Юрия Васильевича из Орлово. Он нам подробно рассказывал про монастырь. Подходим ближе. Точно - это Челмогорская пустынь. Вот остатки фундамента, справа кладбище, а за ним озеро. Вот и крест с табличкой и, конечно, могучие ели.

Вековые ели
Крест у бывшей Челмогорской пустыни

Кладбище старое, но есть и свежие могилы. На краю в деревянном ящике лопата, свечи завернутые в газету 1975 года, очень хорошо сохранившуюся. В березу воткнут самодельный нож. Зажигаем свечи у креста. Идем к елям. Они действительно огромные, не обхватить. Давно заметил, что в таких местах надо бывать одному. Общая суета, разговоры не дают возможность прочувствовать момент. А здесь так просто отмотать время лет на двести назад. Ведь нет следов современного человека. Только роща и озеро. Хотя нет. Следы нашего человека в разрушенной и растащенной на кирпичи церкви.

Возвращаемся к Коле. Чуть перекусываем. Коля рассказал, что приезжали москвичи на джипе, но дальше ехать не рискнули. А все-таки правильно Кирилл выбрал место для монастыря, хотя от разорения это его не спасло.

Едем дальше на Большие Лядины. Дорога хорошая грунтовка красного цвета. Временами асфальт.

В деревне Гавриловской не увидели знакомый по фотографиям ансамбль из двух церквей. Только одна. Покровская. Георгиевской церкви нет. Опоздали.

Это мы должны были увидеть
А так было на самом деле

Подъезжаем ближе. Фу, не все так плохо. Георгивскую церковь разобрали для реставрации. Под навесом лежат старые, но годные бревна и рядом работает бригада плотников из Архангельска. Ребята выиграли конкурс и вот кладут уже третий венец бревен. Церковь собирают как и раньше без фундамента. Вместо него под бревнами огромные валуны. У реставраторов, конечно есть топор, но в основном шумит бензопила.

Едем дальше. Время седьмой час. Ночевка запланирована в Красной Ляге. Народ ропщет. Все уже устали. Доехали до поселка Ватамановская и свернули на северо-восток. Въехали в так называемую Карогопольскую сушь.

Колодцы здесь очень глубокие и их очень мало. Вода лежит глубоко под землей. Иногда реки уходят в кастровые воронки прямо под землю. Это мы еще увидим в Большом Халуе. Поэтому запасаемся водой. «Вода и патроны веса не имеют» - Колина присказка.

Красная Ляга удивительное место. Когда-то там была деревня, а сейчас осталась доживать свой век одна церковь в чистом поле.

Сретенно-Михайловская церковь
Сретенно-Михайловская церковь.Раннее утро.

Как памятник нашему непостоянству и глупости. Ведь когда-то здесь было озеро, была жизнь. Из-за варварской рубки лесов усилилось образование кастровых воронок при таянии снегов, и озеро ушло под землю. Следом ушли отсюда люди. Церковь осталась. Лишь любопытные туристы приезжают скрасить ее одиночество. Вот и сейчас она там стоит одна одиношенька и ждет приезда новых путников. Полуразорённые храмы – шедевры деревянной архитектуры доживают свой век на обезлюдевших просторах Каргопольской суши

Сретенно-Михайловская церковь.Вид внутри.
Сретенно-Михайловская церковь.Фундамент.

Это место надо посетить обязательно. Церковь Сретенско-Михайловская самая древняя в Каргопольском районе. 1655 год. Колокольня не сохранилась. Якобы ее сожгла молодежь за то, что им не дали позвонить в колокола.

Ночевали под березами рядом с церковью. С дровами и водой тут трудно. Запасать надо заранее.

31 июля 2007. День второй.

Каргополь, Саунино

Утром, как обычно, встал пораньше снять рассвет. Было чудесное утро. Луна еще не ушла, а на востоке ее уже прогоняло солнце. По полю стелился низкий туман. Что в этих деревянных церквях?

Сретенно-Михайловская церковь
 

Ведь не было бы здесь церкви и было бы обыкновенное поле с березами. А так ты ходишь здесь потихоньку разговариваешь шепотом и явно ощущаешь, что до тебя здесь были тысячи людей. Это какое-то тревожное чувство возврата в далекое прошлое еще не раз будет посещать меня в этом походе.

После завтрака по грунтовке вернулись на трассу. Грунтовка стала еще хуже. Вчера вечером нам удавалось выруливать по подсохшей глине между колеями. Но утром начали ходить КАМАЗы с лесом и развезли свежую грязь из луж. На асфальт выехали по уши в глине. Это была, что называется первая грязь. Чуть обмылись на колонке и тронулись в Каргополь.

По дороге из Красной Ляги
Чистка тормозов.

Каргополь - единственный город на нашем пути. Славится игрушкой, деревянными тротуарами, каргополочками и множеством церквей. Наш план на сегодня осмотреть город и заночевать недалеко в пригороде.

Вот в  Каргополе и начались первые признаки анархии. Кому-то сразу захотелось мыть велосипед, кто-то хотел в музей, кто-то фотографировать. Отсуствие руководителя дало себя знать. Я руководителем быть не хотел, но все карты и кроки были у меня, я планировал маршрут по времени. Сложилась напряженная ситуация, которую кое-как утрясли. Поехали к мосту через Онегу отмываться. Погода была хорошая. Заработала сотовая связь.

Я все порывался поехать на тот берег, откуда должен быть красивый вид на город, но времени было мало. Перекусили тут же у моста и отправились на экскурсию.

Хороший городок, но жить здесь, наверное, трудно. Двухэтажные деревянные дома, во дворах дровяные сараи. Кругом слишком много дерева. Зашли в дом мастеров прикупили сувениров. Поднялись на колокольню одной из церквей, оставив велосипеды тете-билетерше. Вид с колокольни потрясающий. Жалко, не снял круговую панораму.

С этой колокольни осмотрели город
Христорождественский собор города Каргополя.1552-1562 г.

И такие домики в Каргополе

Вид с колокольни
Во дворах много запасов дров
Двухэтажные деревянные дома

Помня, что дальше городов не будет, закупили продуктов. Все свежее и очень вкусное: хлеб, молоко, отменный колбасный сыр и брусничная настойка.
Прошлись  по деревянным тротуарам, и покатили за город на север. Наш путь в д.Кипрово (Саунино), где расположена одна из старейших деревянных церквей.

Саунино

На подъезде к церкви сделал несколько постановочных видеокадров. Закрепил видеокамеру на руль своего велосипеда, и попытался снять ребят двигаясь с ними параллельно. Не получилось. Очень сильно трясет. Для таких съемок, камеру видимо лучше закреплять на велошлеме. Вот сейчас, родился еще один довод в пользу покупки велошлема. Надо сказать, что мы велосипедисты еще с того 20-го века, когда лучшим головным убором для велопрогулок была кепка с пластиковым козырьком. Из современных головных уборов у нас были бейсболки и банданы. Надо постепенно привыкать к велошлему. Хотя от мысли, что у меня на голове будет, что-то плотно сдавливающее голову да еще ремешок под шеей мне уже становится трудно дышать.

Тем временем, набегали тучи, и мы спешились осматривать церковь Иоанна Златоуста 1655 года. Очень красивая. Бревна темные-темные. Видно когда-то реставрировалась: по углам сруба прибиты металлические таблички маркировки бревен. Стоит на огромных валунах с прокладками из бересты. Жалко, не удалось попасть внутрь.

Саунино.Церковь Иоанна Златоуста
Церковь Иоанна Златоуста. Вид от палаток.
   
   

Рядом расположено озеро, на котором хорошо бы заночевать. Но все это прямо в деревне. А тучи становятся все мрачнее. Поехали через деревню на дальний конец озера, в надежде заночевать на опушке леса. А там полно мошки! Поехали дальше в лес, и там мошка. Выбор ночевок был трудным делом в этом походе. «Хорошие места»  кончались сразу, как появлялось намерение устроиться на ночлег. У каждого было свое мнение по поводу установки лагеря. Иногда, это создавало излишнюю напряженность.
На этот раз пришлось вернуться к озеру, и тут ливануло! Ставим палатки под сильнейшим дождем недалеко от берега рядом с большой кучей каких-то досок.

Дискуссии в выборе ночевок до добра не доводят: мы, мокрые до нитки, забрались в палатки. Переговариваемся с соседями сквозь шум ливня. У нас каргопольский бальзам, у них - каргопольское молоко. Греемся каждый своим. Обнаружили течь по шву тента палатки. Совсем новая палатка. Надо проклеить швы.

Дождь чуть утих и Дима Пшеченко, как настоящий турист, под дождем с одной спички развел костер. Как раз пригодилась куча досок, лежавшая на берегу. Приготовили что-то поесть. Дождь кончился. Вид на церковь был потрясающий. Вышла луна. Перед нами гладь озера, чуть дымка по берегу и вдали стройная деревянная церковь. Мы даже искупались перед отбоем.

Вечером.После дождя.

Уезжаем. Последний кадр в Саунино.

Есть очень интересные сферические панорамы церкви в Саунино, выполненые Александром Копачевым.

1 августа 2007. День третий.

Погост,Ширяиха,Большой Халуй одним словом Ошевенск.


На сегодня намечен «большой» пробег. Аж 50 км. Для велотуризма это совсем мало,тем более по обычному грейдеру. Специально были запланированы небольшие пробеги, чтобы успеть все осмотреть, и запечатлеть.

Итак, мы выехали из Саунино в направлении трех деревень которые на разных картах обозначаются по-разному. На самом деле, четыре деревни Погост, Ширяиха, Низ, Большой Халуй при советской власти назвали одним именем Ошевенск.

Едем по широкому грейдеру с лужами, которые легко объезжаются. Иногда попадаются лесовозы да автобусы.

Дорога на Ошевенск из Каргополя.
 

Трафик очень низкий: 1-3 машины в час. По сторонам глухой лес с выходящими на грунтовку гатями: наваленные поперек бревна - настил, по которому лесовозы выезжают на большак. Погода солнечная, но не жарко. Проезжаем тихие пустынные деревни Рябово, Петровская. Вот у дороги стоит огромный двухэтажный дом.

Дом еще очень крепок, но люди его бросили
Дом еще очень крепок, но люди его бросили.
 

Окна выбиты. Стены и крыша. Решаем осмотреть. В тот год я как раз строил баню и меня очень интересовали все деревянные строения. А тут, пожалуйста - дом в разрезе. Видно все устройство – обшивки-то нет. Интересно выполнены углы изнутри. Бревна стесаны в плоскость, а в углах выборка сделана по радиусу. Даже трудно понять, каким инструментом это сделано. В доме все под одной крышей. Жилые комнаты и помещения для скота – на первом этаже. На втором – печь, большая гостиная, маленькие комнатки – возможно спальни, кладовые. Тут же, на втором этаже туалет. Полно всякой бытовой мелочевки, инструмента, кудели, берестяные полуразвалившиеся короба. Кованые кольца в дверях. Стены оклеены газетами 1957 года.

Грустно все это. В таком крепком доме жить да жить. А он стоит в запустении у самой дороги. Коля в наших экскурсиях по домам не участвовал и называл нас обидным словом мародерами, чем приводил меня в бешенство, которое я никак не показывал. В 10 часов поехали дальше. К обеду приехали на озеро Спаское в д.Воробьевская. Искупались, прекусили на озере. Народу в округе вообще не видно ни души.

На карте впереди большое Спаское болото. Объехали его с востока. В селе Нифантовская впервые увидели деревянный мост через р.Чурьега . Конечно, остановились для обследования.

Село Нифантовская.За мостом каменная церковь ХIX в.
Мост на городнях через Чурьегу

Мост на вид довольно свежий. (Сферическая панорама моста, еще одна) Деревянные опоры укреплены быками, которые заполнены камнями для предохранения опор от разрушения льдом. Грузоподъемность моста 5 тонн. Сразу за мостом расположена каменная церковь XIX. Она интересна тем,что шатер колокольни выполнен из дерева. Вместе с мостом церковь выглядела очень живописно.

Случайно нашел фото моста сделанное в 1937 году. Так,что не такой он и свежий, как показалось.
Поехали дальше. Тут к нам пристроилась пара местных пацанов, на раздолбанных велосипедах. Провожали они нас несколько километров.

Неспешно доехали до Ошевенского монастыря. Побродили по развалинам. Церковь разрушена. Но потихоньку реставрируют въездную башенку. Хотели набрать воды в колодце, но он был заперт на замок.

Ошевенский монастырь
Вид на Богоявленскую церковь(1787 г.) в селе Погост от Ошевенского монастыря

Есть такая легенда, что Александр Ошевенский пришел в д.Большой Халуй, а ему там даже воды не дали попить. Он стукнул посохом и река Халуй ушла под землю. Эти ребята в монастыре тоже, наверное, из д. Большой Халуй. Как говорит Коля, «ничему жизнь людей не учит».

Из монастыря едем в Ошевенск,который совсем рядом. Ошевенск это почти городок. Появились каменные дома, мамочки с колясками гуляют. Объявление на сарае о вечере для тех, кому за 30, т. е. для нас. Жизнь бьет ключом.

Магазин в Ошевенске
Бани у реки в Ошевенске

Проехали еще один мост. К реке от деревни спускается аккуратный ряд бань. Поехали в направлении деревни со странным названием Большой Халуй. Тут следует сказать, что был вариант дойти до Большого Халуя и лесной дорогой выйти на берег Кенозера к деревне Ряпусовский Погост. Таким путем ходила группа велотуристов под руководством - Плуталовского А.В. в 1991 году. Мы надеялись выяснить, есть ли там дорога и проходима ли она.

На окраине Халуя догнали двух немолодых женщин. Расспросили дорогу и одна из них-Екатерина Андреевна, пригласила посмотреть их домашний музей.

Нам помогают разобраться в названиях деревень

Музеем был   деревянный дом, в котором все было по-настоящему. Огромный двухэтажный дом стоит на краю оврага, рядом речка, колодец. Опять пришла в голову мысль "Тут бы жить да жить". А не надо. В доме много предметов быта. Утюги чугуные, жернова, прялки и прочая неэлектрическая бытовая техника.

Второй этаж огромный, но зимой жили на первом в «заднюхе» - небольшой комнате c печью, потолки в которой чуть больше 1,6м. Зато с весны по осень наверху - светло и красиво. После посещения дома Екатерина Андреевна показала нам место, где река Халуй уходит под землю и выходит на поверхность через километр. Эта местное чудо природы нам самим вряд ли удалось бы найти. Так  что, нашим последователям советую больше общаться с местным населением. Вообще про Ошевенск и его легенды хорошо написано в записках Олега Давыдова "Места силы. Восемьдесят седьмое – Ошевенск".

День был насыщенный, солнце садилось и мы сверив координаты с американскими спутниками поехали через поле на север в сторону лесной дороги. Опять устроили непродолжительные дебаты по поводу, где ночевать.

Поехали с Димой на разведку дальнейшей дороги на завтра в сторону Кенозера. Дорога в лесу была, но уж очень сильно разбитая лесовозами. Решили, что лучше сделаем небольшой крюк и поедем по нормальным грунтовкам. Дальнейшие события показали, что мы не ошиблись, а экстрима мы добрали в другом месте.

Вернулись в лагерь и выяснилось, что у нас нет воды. Единственный источник воды -  придорожные лужи. Выбрали какую почище, и, разогнав всякую мелкую водоплавующую живность, начерпали котелок. Хорошенько прокипятили и все остались живы.

2 августа 2007. День четвертый.

Шелоховская,Климовская,Семеновская,Быковская, Корякино, Измайловская.

Утром пришлось чуть вернуться в Ошевенск до моста через Чурьегу и не переезжая реку уйти по грунтовке на восток в направлении д.Озерки. Запомнилась интересная встреча с дедушкой, у которого расспрашивали дорогу. На дорожном велосипеде, в пиджаке, резиновых сапогах, сумка на руле . Классический дедушка советских времен.

Смотрю на GPS. Дедудшка:Что это там у вас?

Мы почти крутые на супер велосипедах и дедушка с интересом рассматривающий наш навигатор. Поговорили, и поехали часть пути вместе. Причем, чтобы не отстать от дедушки, пришлось нажать на педали, иначе опозорились бы на весь Ошевенск.

Через 4 км проезжаем брошенную деревню Бор. Один или два дома на замке, остальные брошены. Побродили, посмотрели.

Стариный дверной замок.Накладной.
Предметы быта.

Почти перед каждым домом у входа лежит огромный плоский валун, видимо коврик. Дома одноэтажные, советских времен. Под укоризненные взгляды взял на память кованое дверное кольцо. Было стыдно, но ничего не смог с собой поделать. Более сознательные участники занимались тихой охотой, т.е. фотографировали весь этот заброшенный быт. Интересна была Колина находка: старинный дверной замок. Причем он, опасаясь, что мы утащим этот замок вместе с дверью, не стал нам его показывать, а показал только фотодокумент по возвращению в Калугу.

После деревни Бор дорога пошла через болото. Покрытие дороги - гать, т.е. бревна, уложенные поперек движения и засыпанные песком. Довольно интересное сооружение. Гать вся в достаточно глубоких (по ось колес) лужах, объезжаем по краю или едем напрямик в зависимости от куража.

Дорога из Ошевенска в Озерки.
Глубина по ось колеса

Зрелище то еще. Машин нет вообще. Навстречу, правда, проехал один КАМАЗ и замочил нам все обочины. Зашли на болото. Дима нашел какие-то редкие мхи и морошку.

В конце гати нас догоняет Нива с питерскими номерами. Потом нашел их подробный отчет и удивился и порадовался насколько больше мы увидели проезжая на велосипедах. Отчет у них интересен, в нем много исторических справок.

После болота был полуживой деревянный мост в ур.Спасо-Озерское. Справа от моста классические советские сараи с Марксом, Энгельсом, Лениным. Опять сработала машина времени.

Перед деревней Озерко на поле увидели огромную стаю журавлей. Они бродили по полю и что-то клевали. Потом нам местные жители рассказывали, что как-то посеяли протравленный горох и не успели запахать. А тут прилетели журавли. Так их потом самосвалами с поля вывозили.

Шелоховская. Справа мост через Кену.

 

Дорога до Шелоховской - хорошая грунтовка, ничем не примечательна. В Шелоховской мы собирались переехать по мосту Онегу и двигать  в Конево, а потом по правому берегу Кены  д.Пожаровская, д.Корякино и далее в Вершинино на Кенозере.

Сретенская церковь.1715г. с. Шелоховская(Архангело)

 

Но, как обычно, разговорились с мужчиной и он посоветовал не переезжать на тот берег Онеги, а ехать до Семеновской и далее по лесной дороге выйти к р.Кена и по левому берегу доехать до д.Корякино. Сокращение пути было около 30 км, там большак тут мелкие дорожки и небольшая неизвестная составляющая в виде лесной дороги за д. Быковская. Но эта дорога была даже на GPSе и мы решили рискнуть.

По пути было несколько деревень, иногда дорога подходила совсем близко к Онеге, открывались прекрасные виды и вот мы доехали до крайней д.Быковская. Кругом тишина. Все дома закрыты, только в одном большом трехэтажном доме видна жизнь.

Самый большой дом на маршруте.

Дом нас так заинтересовал, что мы решили напроситься в гости на экскурсию. К калитке вышла бабушка. Мы стали расспрашивать дорогу, слово за слово и она позвала нас в гости.
Это уже была настоящая экскурсия по жилому дому. Было несколько неловко рассматривать чужое жилье, но побороли врожденную скромность, и пошли за хозяйкой. Я снимал видео, Дима фотографировал, преставали к Анне Семеновне с вопросами типа "А вот там, в кладовке это что такое?", "А кто это на фотографиях?". Дом в три этажа, а хозяйка живет одна. Я напросился в гости на следующее лето. Вышли из дома ошарашенные увиденным.  Долго обсуждали как можно пустить в дом двух небритых мужиков да еще все им показывать.

"Как доедете не знаю, дороги-то все раздолбаны", так напутствовала нас Анна Семеновна. За домом начиналось поле поросшее высокой травой с едва заметной тропинкой в лес. Лес был густой, темный, сырой – рай для комаров. Большие лужи, поваленные деревья добавляли сложности. По лесу надо было пройти около 6 км. Именно пройти. Все преодолевали препятствия, жару и атаки комаров без шуток-прибауток, «сжав зубы».   Как всегда, помогали американские спутники. Расстояние до опушки по GPS неизменно сокращалось и это придавало нам силы.
Выехали к Рудниковской и повернули на запад вдоль Кены. Долго плутали в поисках моста. Местные предлагали перевезти на лодке, но мы отказались, т.к. ребята уже отметили выходной. Выяснили, что сначала надо перейти аварийный мост через Чурьегу, но он закрыт для проезда автомобилей.
В поисках моста подъехали к коровнику. Парня лет 25 спросили, где мост. Он указал направление и сказал, что там шлагбаум. Не успели мы подъехать, как этот парень подлетает на дорожном велике к шлагбауму и отбрасывает огромные жерди, открывая нам путь. Причем все это быстро, молчаливо без всякого намека на ожидание благодарности. Я сразу представил наших молодых мужиков сидящих где-нибудь на шлагбауме: сколько ты будешь его уговаривать.


Пытались за мостом найти место ночевки, но все вокруг было основательно отмечено коровами с фермы. Поехали в сторону реки Кена. Приближался очередной вечер нашего похода, а где ночевать непонятно. Наконец, подъехали к мосту на городнях через Кену в д.Измайловская.

Мост на городнях в д. Измайловская.XVIII век. Река Кена.

"Быки моста называемые городнями, напоминают в плане очертания лодки. Они срублены из бревен и внутри заполнены диким камнем. Городни поддерживают накат из бревен, составляющих проезжую часть моста. Подобная конструкция мостов восходит к глубокой древности. На Кене они сохранились до наших дней."(Г.П. Гунн, Каргополье-Онега,М. Искусство,1989). Мост уникален своими размерами и временем постройки - ХVIII век.Длина моста - 126 метров. Рядом каменная церковь св. Параскевы Пятницы. Пока фотографировали красоты в лучах закатного солнца, стало смеркаться. А берега Кены - густые кусты. Хорошие полянки есть на левом берегу, но там деревня.

Северный край на третий день похода изменил наше воспитанное прошлым опытом чувство безопасности - ночевать подальше от деревни. Даже никто не стал возражать против ночевки в деревне. Ребята остались на мосту, а я поехал в деревню. Постучал в пару домов, но получил от ворот поворот. В третьем доме показали место для ночевки рядом с брошенным домом сильно заросшее крапивой, и мы решили ехать дальше.

По правому берегу Кены вниз по течению, примерно через три километра от моста дорогу пересекает ручей Прибрежный и перед ним слева от дороги полянка, на которой мы и стали. Как часто бывает, место сначала показалось неуютным. Но поставили палатки, разожгли костер, набрали кристальной ледяной воды из ручья, и жизнь наладилась! Место, действительно, было удачным. Рядом в метрах  200 текла красивая река Кена, в которой мы искупались вместе с луной перед сном.

Река Кена влизи впадения ручья Прибрежный.

3 августа 2007. День пятый.

Самково,Коровино, Першлахта,Вершинино.

Это утро затянулось. Долго мыли велосипеды в ледяном ручье. Часов в 11 выехали. Впервые за поход начались довольно крутые подъемы и спуски. Дорога -широкий грейдер, то почти вплотную подходила к Кене, то убегала в лес .Деревень много, но брошенных уже нет. Интересно было рассматривать деревенские дома. Каждый дом оформлен по-разному. Удалось собрать небольшую кооллекцию северных домов.

Красивое солнце на доме
Зимы здесь длинные
Еще солнце
Широкие свесы крыши
Третье солнце.
Дата постройки 1928 год

Видели  дом 1928 года и наверное не самый древний в округе. Запомнился обед на берегу лесного озера. Случайно обнаружили озеро метрах в 30 от дороги. Вода коричневая из-за сфагнового мха,  который как известно обеззараживает воду. С удовольствием искупались и перекусили. Коля остался ,на дороге сторожить велики и Маша носила ему обед, как Красная шапочка через глухой лес.

Едем дальше. Проезжаем разные лахты Кенозера, т.е. заливы. Судорская Лахта, Глущева Лахта. Доезжаем до указателя Вершинино и поворачиваем налево.

Кенозеро скоро.
На подъезде к Вершинино.

Так много читал о Вершинино,что не терпится поскорее увидеть обещанную красоту. Проехали стоянку для гостей Кенозерского парка. Что-то она расположена далековато от Вершинино.

Вот классическая деревенская картинка слева от дороги собирают стог сена, а справа грузят сено на телегу. Не удержался, остановился стал снимать на видео. Теперь смотрю эти кадры и жалею, что не достал штатив. Частые остановки на видеосъемку привели к тому, что сломалось крепление велобагажника к подседельной трубе. Ведь нет времени аккуратно прислонить байк к дереву. Частенько его просто кладешь на землю, а это дополнительные боковые нагрузки на точку крепления под седлом. Вот там и треснула трубка багажника. Вывод: не бросай байк на землю, ищи вертикальную опору.

Вершинино. С высокого холма открывается шикарная панорама на озеро.

Вершинино
Съемка панорамы в Вершинино
Никольская часовня, XVII век.Вершинино

Тут уж достал штатив и снимаю не спеша. Вокруг тишина и покой. По озеру вдалеке бесшумно идет моторка. Видны острова покрытые лесом, по дороге, позвякивая колокольчиками, вяло идут коровы. Время к 17 часам. Справа на высоком холме стоит красавица церковь, но мы едем мимо. Торопимся в администрацию парка. С крутого холма скатываемся прямо на велосипедах вниз, и в тысячный раз отмечаю про себя, как сильно изменил горный велосипед возможности велотуристов.

В администрацию парка все равно не успели. Застали только, закрывающего дверь, бухгалтера, которая посоветовала нам ехать ночевать за три км назад, на ту самую стоянку, которую мы видели. Ну, уж нет. Возвращаться мы не будем. Сели перед закрытой столовой и решаем, что бы поесть. Очень кстати мимо шел дедушка с коровой и у него купили молока и творога. Разморило, сидим болтаем.

Лучшая велообувь для бездорожья!?
Встреча с ВелоПитером. Группа Дмитрия Флерова
   
   

И вдруг подкатывает к нам группа круто экипированных велотуристов, впереди девушка. Поздоровался:

Все понятно,и здесь извечная борьба за лидерство между двумя столицами. Ну, по нам сразу было видно, что мы не москвичи. Даже стало неловко за мои пластмассовые шлепанцы, которые я одел на второй день похода и признал их лучшей обувью для путешествий по лужам и грязи.

Поболтали с питерцами, сфотографировались и  на их вопрос, где переночевать рассказали про стоянку в 3 км отсюда. Они поехали туда, а мы поехали искать что-нибудь поближе. Добрая женщина разрешила поставить палатку прямо на лужайке возле дома, просила только костер не жечь. Но мы поехали чуть дальше и через высокую траву, и болотце вышли к песчаному берегу Кенозера. Коля шел через болото и приговаривал "Чтобы я еще с этими орлами связался"

Палатки поставили у самой воды. Имеем впереди и слева шикарный вид на Вершинино, озеро с силуэтом деревянной церкви. Сзади заболоченный луг. Дров нет. Кустов нет. Туалет организуем по горному варианту типа "Все смотрим на озеро"

Панорама села Вершинино и Кенозера. Справа наши палатки.

Искупались, съели купленный в Вершинино арбуз и поехали с Димой  на вечернюю фотосессию.

Сняли много интересных кадров. Вот мужики вернулись с рыбалки. Лодка деревянная освещается заходящим солнцем. Вот группа школьников байдарочников тащат свои баулы по мосту. Мальчишки идут на мостки мыть посуду. Банька старая смотрит окошком на уходящее солнце. Вот и наш лагерь.

   
   
Вечерняя фотосессия в Вершинино.

Хорошо, что палатки поставили подальше от домов, т.к. местная романтически настроенная молодежь далеко за полночь пела песни под гитару.

4 августа 2007. День шестой.

Вершинино. Кенозеро-экскурсии. Горбачиха.

Утром как обычно фотовидеосъемка восхода солнца. На сегодня у нас день экскурсий. С утра к нам пришел прямо по болоту (и не лень ему было)  человек в камуфляже. Местный егерь. Проверяет нашу путевку, которой у нас нет. Объяснили, что приехали поздно и он ушел с осознанием выполненного долга. Собрались, и я еду в визит-центр, (слово то какое). Договариваюсь об экскурсии и о доставке нас потом катером на другой берег озера в д.Горбачиха.

Сходили на экскурсию в рухлядный амбар. Большой сарай в который свезены с окрестностей предметы быта, небеса с церквей, самовары и прочее. Интересно.

Интерьер в рухлядном амбаре.
Таким топором построены многие дома Русского Севера.

На катере "Заря" собираемся на экскурсию. Не придумали ничего лучшего, и оставили велики прямо на пирсе просто укрыв полиэтиленом. Совсем расслабились. Потом нам это еще аукнется.

"Заря" свозила нас к деревням Зихнова и Тарышкино. Конечно, очень интерсно, но ходить толпой по деревням не то. Что-то пропадает в этом общении. Мы ходили гуськом за экскурсоводом и все время хотелось оторваться от толпы. Ира с Машей попали в гости в жилой дом. Рядом топится настоящая черная баня, лежит приспособление  для изготовления полозьев саней. Над озером нависаю тучи. Скоро пойдет дождь.

Сани.д.Зихново
Часовня с гульбищем.ХVIII в.д.Зихново
Вид с часовни.
Вид с часовни.
Часовня с гульбищем.ХVIII в.д.Зихново
Внутри часовни.
Панорама деревни Зихново.
Часовня "Крест" в Тарышкино
Сюда может зайти один человек, и то на коленях

 

И он пошел. Приплыли  в Вершинино совсем в ливень. Поехал в визит – центр рассчитываться. Они запросили 3500 руб. Я чуть не упал. Сейчас в 2009 вроде и не очень. А тогда, из-за ответственности за общий кошелек начал ломать комедию. Вывернул карманы, прочесал в затылке. Сработало. Директор парка сбавил 1000 руб. Бухгалтер фыркнула ему "Ну и сами выписывайте".
Погнал под не прекращающимся дождем к пирсу. Там нас уже ждал катер для доставки в Горбачиху.

Пару слов о местном сервисе. Столовая есть, но видимо только для заказных экскурсий. Нас не покормили. Цен на услуги тоже нигде не вывешены. Стоянки для машин нет. Народ, приезжающий на машинах оставляют их во дворах у туземцев.

Горбачиха.

Звучит довольно резко, но воспоминания самые приятные. Не успели мы сойти с катера на берег, а от дома с горки к нам уже шли две женщины. Пригласили поставить палатку наверху около их дома. Показали где взять дрова, разрешили пользоваться летней печью во дворе. Потом весь вечер суетились вокруг нас. То картошки принесут, то зелени с огорода. У них в доме гостят двое москвичей. Фотографируют окрестности и рыбачат.

Хозяева дома нас пугают, что к Порженскому не доедем. Но мы уже привыкли к таким байкам и пропускаем мимо ушей. Просто люди не представляют, как можно с гружеными велосипедами тащиться по бездорожью. Фотограф взял подержать наш велосипед, так я его вовремя подхватил, а то они оба   упали бы.

После ужина пошли смотреть деревню. Все поросло травой. Жилой еще один дом. И все. Побродили по пустым домам. В который раз изучаем местный быт, не по музейным экспозициям, а в жизни. Говорят, многие дома были разобраны и перевезены в Вершинино.

Хозяин дома, рядом с которы мы остановились – Василичь много рассказывал про жизнь на Кенозере. Все заботы связаны с обеспечением себя едой, дровами, водой. К ним приходят по озеру коробейники - заказать можно все. Зимой ходят пешком по льду в Вершинино . Жена его жила раньше в Мурманске, да все там бросила и переехала сюда. А к ней приехала сестра и никак не может уехать. Чувствуется, что им не хватает общения с  людьми. Дом полон фотографиями, которые присылают проходящие мимо туристы. Особенно хороши зимние кадры.

Хозяйка была очень к нам благосклонна и предложила попариться. Супер. Баня-то настоящая по-черному. Моему восторгу не было предела.

Пошли топить баню. Выслушали лекцию как не угореть в бане и как повысить потенцию народными средствами. Т.е. надо сделать веник из крапивы.  Баня очень понравилась. Просто и дешево. Ведь почти все из дерева, даже труба деревянная. Очаг только из камней, да чугунный котел. Зато, какой дух.

Баня по-черному в Горбачихе
Лодка в Горбачихе

Сижу на крылечке. Впереди Кенозеро с заходящим солнцем недавно, окончился дождь и тучки разбежались. Вдалеке прошел катер с велосипедами на борту. Наверное, питерские ребята, плывут в Видягино. Тихо-тихо. Только фотограф московский шустро так гребет к берегу. Подгреб и бегом на горку, к дому. Смотрю, уже бежит обратно с Димой. Заскочили в лодку и ну выгребать от берега. Что случилось? Оказывается закат уходящий надо снять. Жалко не успели они тогда.

Попарились здорово. Раз пять ныряли в озеро. Баня это конечно, лекарство. А баня по-черному вдвойне. Да и совсем нет такой уж сажи, как ожидалось.

5 августа 2007. День седьмой.

Порженский погост.

На утро от Горбачихи к Порженскому пошли по тропе, уходящей в лес. Пасмурно. Сыро. 20 метров едешь, 50 метров идешь. На тропе грязь, лужи. Хорошо хоть завалов нет. Они пропилены егерями. Не далеко от Горбачхи слева от тропы часовня." Это сооружение совсем небольшое, хочется сказать, крохотное:на его узком гульбище человек не может распрямиться в рост и двоим не разойтись. Проста и незатейлива его форма: два ската кровли поддерживаются гладкими столбами между которыми протянуто перильное ограждение из тонких столбиков. Единственным декоративным эементом являются причелины с пробивным узором." (Г.П.Гунн, Каргопольский озерный край, стр. 90)

Часовня по дороге из Горбачихи в Порженское.XIX век.

Закрыта. Кресты с крыши стоят рядом.Сфотографировали убранство через окошко в двери. Получилось.

Между делом собираем грибы на ужин. Минут через 40 у небольшого навеса встречаем ребят из Питера. Вторую ночь они ночевали в Вершинино в частном доме. Их стало на одного человека больше. К ним присоединилась одиноко путешествующая на велосипеде москвичка. Небольшое наблюдение: одинокие женщины путешественницы встречаться стали чаще, чем мужчины.

Тропинка часто проходит по болотам. Везде проложены узкие мостки. Велосипед провезти трудно, т.к. к мосткам приделаны еще и перила. И тут не думают о велосипедистах, не только в городах. GPS обещает скорый выход на поляну. Того и гляди будет Порженский Погост.

"Знаменитый Порженский погост, бесспорно, уникальное явление в деревянном зодчестве Севера. Ильинский храм ХVII в. - один из немогих сохранившихся клтских храмов с так называемой клинчатой кровлей. В Древней Руси это было обычное покрытие многих деревянных церквей, но до наших дней дошло гораздо больше шатровых и кубовых церквей, чем клетских.

Поэтическим обоянием обладает ветхая порженская церковь. Она по-разному смотрится издали и вблизи, с поля или с озера, с опушки леса или с дороги-разные точки открывают все новые мотивы... Обаяние прекрасных форм дополняют купы листвениц и елей, растущих на северной стороне погоста, так что с этой стороны храм скрыт ими. Едва ли не ровесники они самого храма..." Именно эти строки из книги Гунна "Каргопольский озерный край" зажгли огонек, в душе который манил и манил к Порженскому Погосту.

Пока наши набросились на брусничную поляну выезжаю вперед. Хочу увидеть его первым. Один на один. Вот поднимаюсь на небольшой пригорок и метрах в 500 виден знакомый силуэт еловой рощи и деревянной колокольни. Порженский Погост. Все как и ожидал. Большое поле и Роща.

Роща Порженского Погоста

 

Подтягивается народ, а я еду искать место для ночевки. На берегу озера Порженского баня и рядом палатка. Парень с девушкой. Приткнуться негде. Есть маленький пятачок. Спросил разрешения. Неохотно согласились, но посоветовали пройти вдоль берега к оборудованной стоянке.

Ладно. Это место в резерве. Еду к стоянке. Слышу пьяные голоса. Да, ночевать рядом с пьяной компанией не охота, но уже подъехал. Человек шесть мужиков с удочками. Две палатки. Рядом много свободного места. Деревянный сруб, похожий на туалет. У нас из таких бревен дома строят. Навес и столик.

Спрашиваю можно ли пристроиться рядом. Ребята явно веселые. «А чего нельзя давай», и одним движением освобождает половину стола, сгребая свои чашки бутылки в кучу. Рассказываю ситуацию своим ребятам. Особой радости на их лицах нет. Но и выбора у нас нет, поэтому ночуем вместе с мужиками.

Поставили палатки. Начинаем готовить ужин . Соседи даже ничего. Интересные ребята. Друг к другу обращаются по имени отчеству. И даже к парнишке лет 12 тоже так уважительно Николай Николаевич.

Среди них земляк из Обнинска - Костя, который продал там все и приехал жить в Морщихинскую. Работает егерем в парке. Летом ловят ряпушку в озере. Солят бочками. Приглашал в гости.

Озеро Порженское
Озеро Порженское.

Пока готовился ужин пошел к Погосту. Один в полной тишине открыл скрипучую калитку. Тишина вековая. Огромные ели защищают его от злых ветров и непогоды. Две ели не выдержали урагана и упали, но как раз в сторону о колокольни. Висячий замок на двери был не закрыт. Об этом меня уже предупредил Костя.

Вошел внутрь и по узкой крутой лестнице поднялся на покосившуюся колокольню. Наверное, вид с этой колокольни не менялся много веков. Я как будто вернулся на 400 лет назад. Где-то вдали по озеру плыли гуси. Рыбак греб на лодке. Как хорошо, что я здесь один.

Порженский погост. Калитка.XVII век.
Башенки ограды покрыты лемехом.

Потом я спустился в церковь. Было жутко. Гулкие шаги. Тишина. Около зарешеченного окна алтарь с иконкой и свечой.

Внутри церкви Порженского погоста
На заре
Старый дом
Вид с колокольни

Сердце учащенно билось. Вот она сила деревянного зодчества. Тихо пошел к палаткам, наметив прийти сюда еще завтра на рассвете.

Прошло почти два года, а я не могу забыть это место. В чем его сила? Хочется опять туда приехать. Осенью, зимой  должно быть очень красиво. Ребята из Питера показывали зимние фотографии Порженкого. Просто глаз не оторвать.

Вечером начались хождения в гости. Пришли парень с девушкой и пригласили на уху. Поболтали за ухой про горы и путешествия. Спали хорошо. Соседи вели себя тихо.

6 августа 2007. День восьмой

Думино.Беломоро-Балтийский водораздел.Морщихинская.

Утром обменялись адресами с соседями  и поехали в Морщихинскую. Наше кольцо по Кенозеру подходило к концу. Мы уже насмотрелись всего, и последний день не сулил нам новых открытий. Дорога стала чуть получше, чем вчера. Подсохла. По пути у нас было две деревни Ожогово и Думино и оз. Долгое. Вот на этом озере у уже привычного столика с навесом (работа Кенозерского парка) сделали перекус. Неожиданно из-за кустов вышел одетый в старомодную рубаху навыпуск, с берестяным коробом за спиной путник и с ним спутница в сарафане. Спросили дорогу на Порженский. Тут вспомнил, что Василич из Горбачихи рассказывал, что сегодня собирается крестный ход на Макарий.

Макарий это бывший монастырь на озере Келейное по другим источникам Хергозера. На праздник преподобного Макария шли люди со всей округи. Святой Макарий исцелял недуги, вселял в людей надежду. По старому поверью если обойти вокруг озера и окунуться в него с головой около храма, то пройдут все болезни. Видео Место еще более труднодоступное, чем Порженский погост. Макарий был в наших планах, но не успели по времени.

Объехав озеро Долгое, любуемся прекрасными видами на окрестности. Тропинка уходит в лес это практически финишная прямая до Морщихинской. Постепенно тропинка стала дорогой, появились следы от легковушек. И нас ждала еще один сюрприз. Сюрпризом  оказалось чудесное озеро Белое, с берегами, скрывшимися в густых зарослях спелой малины. Купаемся в кристальной воде  и поедаем малину.

Ну, все теперь осталось только проехать Беломоро-Балтийиский водораздел. Едем по высокой лясистой гряде, справа Балтийский бассейн слева Беломорский. "Здесь сердце озерного края, гряда это и есть водораздел." Озеро Морщихинское, через протоки, другие озера и речки связано с Онежским озером и следовательно с бассейном Балтийиского моря. Левое озеро - Виленское- связано через речку Виленку с Кенозером и следовательно с рекой Онегой, с бассейном Белого моря.

Видим символичную картину разборки деревянного дома на дрова. Пара человек, бензопила - был дом, и нету. Вот так и исчезали целые деревни по пройденному нами маршруту. ВИДЕО

Снимаем на видео всю нашу группу. Щелкаем фотопанораму и делаем финишный рывок к Морщихинской.

Вид с масельги (земляная гора,карел.) на озеро Морщихинское.

По тропинке объезжаем закрытый шлагбаум около будки КПП национального парка. Оттуда даже никто не успел выйти, а может, их там просто не было. Воскресенье все же, да и сенокос.

Въехали в Морщихинскую. Расположена на северном берегу Лекшмозера. Центр Каргопольского сектора Кенозерского национального парка. Контора парка. Визит-центр с музейной экспозицией, гостиницей, кафе-баром. Каменная церковь Петра и Павла, 1829 г. Два магазина. Почта. Телефон.(С сайта)

Быстренько посетили все эти достопримечательности, исключая визит-центр, гостиницу, почту и телефон. В первом магазине накупили продуктов на торжественное закрытие архангельской части нашего похода, а во второй не пошли т.к. все купили в первом.

Едем в Орлово. Тут вспомнил, что у меня там осталась машина и начал беспокоиться. Все эти дни даже и не вспоминал.

С машиной оказалось все нормально. Рассчитались за стоянку и поехали ночевать на тоже место откуда мы стартовали пять дней назад. На праздничный ужин была уха из окуней, которыми нас любезно угостил наш старый знакомый, Юрий Васильевич.

Утром всю двухколесную технику и ее хозяев погрузили в микроавтобус и поехали в Карелию. Концовку похода мы решили провести на берегу Онежского озера на знаменитом мысу Бесов Нос.

7-9 августа 2007. День девятый,десятый,одиннадцатый

Карелия.д.Каршево.Онежское озеро.Мыс Бесов Нос.

Итак мы едем смотреть на Онежские петроглифы-уникальный, сохранившийся памятник древних художников.

По трассе Р2,через Усть-Река, Кривцы, Пудож приехали в деревню Каршево. Там нашли дом, Иван Васильевича, с которым я созванивался за пару месяцев и непосредственно перед походом. Естественно его дома не было, и жена знать ничего не знала. Тем не менее, машину мы оставили около его палисадника и в 15 часов тронулись в путь. Нам предстояло преодолеть 18 не простых километров вдоль берега речки Черной и выйти на берег Онежского озера.

Можно было оставить велосипеды, добраться туда на моторке по реке Черная. По всему поселку Каршево развешены объявления о доставке на Бесов Нос. Но, семь верст не крюк и мы не хотели быть связанными с местными извозчиками.

Дорога началась очень хорошо. Километров  несколько ехали по отличной песчаной дороге в сосновом бору. Начали уже сомневаться, а туда ли мы едем. По описаниям из сети дорога непроходима для обычных машин, а джипы проезжают с только с лебедками и наведением мостов и гатей. Но оказывается, все это будет впереди. Бесов нос постепенно заманивал нас в лес, чтобы потом уже у нас не было желания и возможности вернуться.

Бесов Нос заманивает.
Нет сил держать его.

Начались небольшие лужи, которые или проезжали по центру или обходили по кромке. А вот и большая заболоченная лужа. Продираемся сквозь кусты и деревья по лесу. Еще достаточно чистые и полные светлых надежд. Выехали мы в 15 часов. Сейчас уже 18, а конца еще не видно. Дорога выходит прямо на берег реки Черная. Устраиваем перекус и постирушки. Встречаем несколько человек в цивильной одежде. Идут с Бесова носа. Ничего такие, чистенькие. И чего это мы так извозились.

Тут надо пропеть оду шлепанцам, в которых я путешествовал. В народе их называют сланцы. В рассказах Виктора Конецкого они фигурируют как "ни шагу назад" и это мне нравится больше. Идеальная обувь для такого бездорожья. Вот их плюсы:

Другая обувь типа велотуфли, туристские ботинки, кроссовки, рыбацкие сапоги,бахилы с костюма химзащит не могут конкурировать с "ни шагу назад". Минус один легко спадают с ноги.

Едем дальше. Точнее идем. Дорога запомнилась бесконечным преодолением луж, ручьев, болот, речек. На очередной огромной луже пришлось снимать рюкзаки с велосипедов и переносить их по отдельности по тоненьким бревнам и проходить по чуть ниже пояса маслянистой от джипов воде.

Вот, наконец начались скалы, типа бараньих лбов. Видимо скоро Онежское озеро. Как они тут на машинах ездят?

Но озеро все нет и нет. Заросли черники отвлекают нас от намеченной цели. Уже около восьми вечера, а Бесовым носом и не пахнет. Проходим мимо брошенной деревушки, последний рывок и мы оказываемся на берегу .

Онежское озеро за спиной мыс Бесов Нос
Вдали маяк на мысе Бесов Нос

Противоположного берега не видно. Гуляет метровая волна, справа и слева песчаные дюны, сосны, скалы. Мы вознаграждены за наши мытарства. Вдоль берега едем в сторону маяка по хорошей лесной тропинке. Проезжаем щит со схемой петроглифов. Народу никого, все стоянки, а их очень много - пустые. Выбираем место получше и ставим лагерь.

Да, о таком месте можно только мечтать. Перед нами заходящее в Онежское озеро солнце. Мы стоим на высоком берегу соснового бора. Внизу песчаный берег, чистый, каким он был при первобытнообщинном строе. Без всякого бытового мусора. Только коряги, да старая лодка-долбленка лежит вверх дном. Мы в бухте. Справа и слева выступающие в озеро скальные мысы защищают нас от ветра. В лесу полно дров. Полно черники, грибов. Народу никого. И всю эту идиллию завершает отсутствие комаров. Т.е полное. Нуль штук. И впереди у нас два дня в этой сказке.

И при этом мы еще не видели самое интересное. Это на завтра. Поиск петроглифов завтра с утра. Ведь в скользящих лучах солнца их видно лучше всего. А сегодня уже нет сил. А пока небольшая справка про петроглифы.

Онежские петроглифы высечены на обнаженной поверхности красноватых и серых гранитов, являющихся одними из самых прочных пород. Они, как и в Беломорье, расположены отдельными группами (или скоплениями), которые тянуться вдоль берега (со значительными прерываниями) почти на 21 км. Одна группа обнаружена на самом дальнем острове Большой Голец в 5 км от берега. Рисунки выбиты на высоте от 0 до 2 м над современным урезом воды, в основном же ниже 1 м. Обычно при выборе наскальных полотен принимались во внимание особенности скального рельефа, трещины, разломы, включения пород другого цвета.

О технике нанесения петроглифов можно судить по фактуре выбивок, оставшихся на скале. Их выбивали ударами заостренного камня (кварца). Глубина выбивки зависела от силы ударов, а выбитая поверхность от их частоты и тщательности. Били ли по скале кварцем, зажатом в руке или пользовались посредником (отбойником) - судить трудно. Мы видим только белесый силуэт или контур фигуры. Бывает, что часть фигуры высечена только по контуру, а другая - сплошь.

Основная часть Онежских петроглифов располагается на трех соседних мысах: Бесов Нос, Пери Нос и Кладовец Нос. У всех их неровная, изрезанная кромка берега. Они то и составляют центральную часть Онежского святилища. Здесь сконцентрировано почти две трети всех известных Онежских изображений. Впечатляют три огромных фигуры, образующих триаду (бес, сом и выдра). Загадочны знаки в форме круга или полумесяца с отходящими от них одним, чаще двумя, а то и тремя "лучами". Встречаются фантастические образы, соединяющие человеческие и звериные черты и т.д. Главная особенность тематики Онежских петроглифов - преобладание птиц (в основном лебедей). Они доминируют в устье реки Водлы на полуострове Кочковнаволок. Изображения лебедей разнообразны по стилю, почти не повторяют один другого. По техники выбивки они тоже разные: то силуэтные, то контурные, то с заполненным контуром, например, со странными дугами внутри туловища (принцип матрешки: лебедь в лебеде). Часто они с намеренно удлиненными (порою очень сильно) шеями. Лебедь - гигант на Кочковнаволоке в устье реки Водлы достигает до 4 м в длину. Но встречаются и миниатюрные фигуры. Наскальные изображения Онежского озера дошли до нас почти целиком и в сравнительно хорошем, почти первозданном состоянии. Какие-то, видимо, небольшие участки наскальных полотен откололись и оказались на дне озера, неподалеку. В 70-е годы во время подводных археологических работ удалось найти несколько таких отколовшихся каменных блоков с изображениями.

Непоправимый ущерб наскальным полотнам наносят современные выбивки. С 30-х годов рядом с изображениями, а иногда и прямо на них, стали появляться выбитые железным зубилом надписи. С целью включения в музейную экспозицию значительный участок скалы с петроглифами мыса Пери Нос-3 был отделен с помощью взрыва от основного массива и вывезен в Эрмитаж. Несколько фигур при этом пострадали или погибли, включая уникальную сцену деторождения. (Источник)

Утром пошли на поиски петроглифов. Слева от стоянки мыс Бесов нос, вот к нему мы и пошли. Сначала пристально вглядывались в каждый камень. Нету. Прошли километр. Нету.

Солнце уже высоко стало жарко, а мы не нашли ни одного петроглифа. Ура. Наконец-то. То ли гусь, то ли лебедь с длиной шеей и лапками.

Петоглифы лучше искать на восходе или закате
Первый найденный петроглиф

Дальше стало легче. Пришли на мыс Бесов Нос и вот тут рисунков целая галерея. Многие петроглифы, которые уже плохо видны обведены чем-то типа мела. Сам бес хорошо виден, хотя монахи из близлежащего Муромского монастыря  пытались нейтрализовать его выбив поверх рисунка два православных креста в 15-16 вв.

Существует гипотеза, что изображение беса это лишь копия большого деревянного идола стоявшего на берегу. Трещина которая делит беса на две равные, части считается была до нанесения рисунка. Шесть тысяч лет назад люди ублажали его жертвоприношениями, через эту трещину кровь животных попадала в рот бесу.

Сам Бес

На скалах много мелких рисунков

Крест выбили монахи из Муромского монастыря
Трещина на скале была до нанесения рисунка беса
Через трещину в рот к бесу стекала кровь животных жертвоприношения
Осторожно змеи!
Маяк на Бесовом Носу
Типичный пейзаж

 

Увидев петроглифы один раз мы уже потом обнаруживали их без труда на различных мысах и островах. На острова мы добирались на резиновой лодке, которую не поленились привезти с собой специально для этой части маршрута.

Именно на этой лодочке мы отправились на поиски петроглифов на необитаемый остров Гурия. Остров расположен от нашей стоянки на расстоянии 8,5 км по воде. Чтобы тупо не грести по озеру туда решили идти пешком и на лодке преодолеть  600 метров от берега до острова.

Прошли до речки Черная и поняли, что вброд не перейдем. Пришлось надуть лодку и на другом берегу не стали ее сдувать а понесли в надутом виде. Попутно снимаем видео про это похождение на необитаемый остров. По пути находим несколько рыбацких избушек, в которых все есть для ночевки. Чайник, кружки, миски, кровать. Кровать очень древняя наверное 30- х годов прошлого века. Собираем чагу для вечернего чая. Крупнейшая голубика тормозит наше продвижение к цели.

Скалистые мысы огибаем по воде на лодочке. И вот и мы стоим на берегу прямо напротив острова. Гребем к острову чувствуем себя первооткрывателями. Высадились на берег и нашему разочарованию не было предела .На острове был лагерь байдарочников. И две девушки в симпатичных нарядах тоже приплыли на остров на резиновой лодке. Пришлось делить радость первооткрывателей с этой толпой туземцев.

Посмотрели на петроглифы, омываемые волнами. Часть рисунков уходит под воду и там, наверное скрываются самые интересные . Путь назад по озеру была скучен и однообразен.

Жизнь в лагере была интересна и насыщена. Облазили все окрестные мысы в поисках петроглифов. Нашли геокеешинский тайник и заложили туда специально привезенную лошадку с тайника на р.Рессета Калужской области. Плюс обычные туристские развлечения. Песни у костра, любование закатом на фоне наскальных рисунков. Петроглифы тянули к себе как магнитом. По три раза на день ходили смотреть на одни и те же рисунки.

И тогда были эротичские рисунки
Между этими творениями рук человека тысячи лет
Петроглифов там очень много
Вот и пригодился горный велосипед
Глаз не оторвать
Такие виды на несколько километров вдоль берега
   
   

Словами не предать, что ощущаешь сидя около этих посланий тысячелетней давности. Ведь это не церкви построенные 400 лет назад. Это было 5000 лет до того как ты тут сидишь. Много рисунков не понятных и спросить не у кого.

Съемак заката
Прощальный закат

Всю эту идиллию немного подпортил один случай. Обнаружили пропажу всех велокомпьютеров, и кое-какой мелочевки из велосипедов, которые стояли рядом с палатками. Из разговоров с соседями байдарочниками выяснилось, что  рано утром часов в 5 у них крутился подозрительный тип, и тоже кое-что пропало. Да и еще у других ребят, стоявших далеко от нас свистнули удочки. Это промышляют местные  «домушники» из Каршево. Больше не кому. Так что берегите свои вещи.

На третий день нашего пребывания на Бесовом Носу погода начала портиться, задул сильный ветер и мы с неохотой уехали. Обратный путь в Каршево был на удивление  быстр. Видимо помогли мостки, наведенные джиперами, через особо огромные лужи.

В Каршево погрузились в застоявшийся микроавтобус и в 15ч20 мин выехали. Ехали не останавливаясь на ночевку и 11 августа в 10 ч 15 мин были в Калуге. Таким образом обратный путь занял примерно 19 часов. Растояние 1177 км. Ночью оказалось ехать гораздо лучше. Подмосковье проскочили минуя пробки на перездах и в городах.

Выводы.

Источники.

Автор
Адрес
Описание
Андрей Третьяков
Нитка маршрута: (Всего 470 км.)
Д. Б.Шалга-г. Каргополь (радиалка в д.Калитинка , берег оз. Лача и д. Суанино)-д.Ватамановская (радиалка Красная Ляга)-д. Кречетово(Лядины)-д. Моршихинская-д. Масельга (радиалка в д.Гужово)- Порженский погост-д. Горбачиха-(лодкой) –д. Вершинино-д. Карпово-д. Флиповская-д. Кузминка-поселение Озерки-п. Янгоры-п. Северный (брощенный) –д. Кривой пояс (нежилая)-Кожозеро-п.Нимньга.
Пашков Володя

Маршрут: Петрозаводск - Шокша - Шелтозеро - Щелейки - Вознесенье - Ошта - Вытегра - Андомский и Саминский погосты - Октябрьский - Гагукса - Каршево - Бесов Нос - Шала - Кашино - Авдеево - Чёлмужи - Повенец - Пиндуши - Медвежегорск.

Лодейное Поле – Вытегра – Прокшино – Солза – Каргополь – Ошевенское – Архангело – Конево – Почозеро – Бережная Дуброва – Конево – Каргополь – Шалга – Каргополь – Красная Ляга – Лядины – Пудож – Стеклянный (Шала) – Петрозаводск – Вознесенье – Лодейное Поле.

1355 км.

Кенозеро и много другого
Онега – берег Белого моря (радиалка) – Порог – Глазаниха – Верховье – Пияла – Хаяла – Прилуки – Посад (Турчасово) –Ярнема – Савинский – Плесецк – Федово – Бережная Дуброва – Измайловская – Самково – Филипповская – Усть-Поча – Рыжково – Немята – Качикова Горка – Кривцово – Телицина – Косицина – Ведягино – Порженский погост – Морщихинская
Гунн Г.П Сборник: Онега
Каргополь
Гунн Г.П ОТКРЫТИЕ КЕНОЗЕРА вступительная статья к фотоальбому "Открытие Кенозера", М. 2002 г
Гунн Г.П Далеко на Севере, в каргопольских лесах, в лекшмозерских окрестностях, на Челма-горе стоит ель, И ель та не простая...
Гунн Г.П
Нижняя Онега
  Петроглифы Карелии Статьи,фото и видео о Карельских петроглифах.История открытия и изучения.
     
Уиллиям Брамфилд
проблемы сохранения памятников(пер. с англ.)
сайт veloturist.ru
отчет на форуме

(C)Покревский Д . 2007-09. Фото Пшеченко Д., Шинкаренко Н.