Похожие материалы

Казбек - 2011 PDF Печать E-mail
(8 голоса, среднее 5.00 из 5)
Автор: Владимир Петлицкий   
26.05.2011 03:34
Казбек*Калуга*Май*2011

Сев.Осетия пос.Кармадон - пос.Тменикау - долина р.Геналдон - лед.Майли - контрфорс в.ОЖД - Майлийское плато - Казбекское плато - вост.в.Казбек
Из опыта восхождения 30 апр - 09 мая 2011г.
О вершине
 

КАЗБЕК (5034м) занимает шестое место по высоте над уровнем моря в кругу других высочайших вершин Кавказа. Кроме Эльбруса (5642 м), — Дых-тау (5204 м), Коштан-тау (5152 м), п.Пушкина (5100 м), Джанги-тау (5085 м), и, наконец, Шхара (5068 м). По-грузински гора Казбек звучит как Мкинварцвери, что означает "гора с ледяной вершиной", по-осетински Урсхох - "белая гора", а на чеченском языке Башлам - "тающая гора".

 

Устоявшееся современное название вулкана - КАЗБЕК (КАЗИБЕК), т.е., кази (судья) + бек (господин). В начале XIX века во владениях князя Казибека была одноименная деревня, расположенная у подножья высокой горы. Название этой деревни было впоследствии присвоено данной горной вершине. У татар, начиная с 30-х годов ХХ века, вошло в обиход мужское имя Казбек. (Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов.)

Первовосхождение было совершено группой Фрешфильда (англичане, члены Альпийского клуба: Д.Фрешфильд, В.Мур и К Туккер) 19 июня 1868 года.

Первым русским альпинистом, взошедшим на вершину Казбека, был В.Козьмин. Это было 15 июля 1873 г.

Со стороны Геналдонского ущелья и Майлийского ледника, впервые к Казбеку прокладывают путь А.В.Пастухов и Т.Царахов 29 июля 1889 г. [1] Это было шестое по счету восхождение на Казбек.

Описываемый маршрут полностью проходит по территории РФ, однако, требует оформления пропуска в приграничный (с Грузией) район.

 
Подготовка
 
Схема улиц Владикавказа

Среди многих предложений по дистанционному оформлению погранпропусков и организации трансферы Беслан-Кармадон мы остановили свой выбор на организации Отдела туризма "Отдых в Цее круглый год!", http:/www.tseyski.ru, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Руслан 8--928-486-39-40 . Услуги ими были предоставлнены всрок и в полной мере. Уже в аэропорту Беслана (N43 12.109 E44 36.274 503 м н.у.м.) нас ждала белая "Волга" с водителем Георгием (представился как Жора), оформленные погранпропуска, а так же шесть 250г баллонов газа, как и договаривались, с резьбовым соединением. При выезде из города пользовались бюджетной гостиницей-общежитием КЭЧ ул.Карла Маркса 2 (200 руб./чел.).

оформления п/пропуска
газ
трансфер Беслан-Кармадон
150 руб./чел.
130 руб./250г
1900 руб./2чел.
Рис.1. Карта г.Владикавказ
Подъезд к пос.Кармадон
 
атлас автомобильных дорог

Не заезжая во Владикавказ, мы проехали (~3 часа, ~80 км) по пути:

Беслан (а/э порт, ж/д вокзал) - Гизель - база МЧС - Маирамада - ущ.р.Фиагдон (Дзуарикау - Даллагкау) - Фазикау - Даргвас - Кани - Кармадон

GPS-трек подъезда Беслан-Кармадон:
Рис.2. Схема нашего подъезда Беслан-Кармадон
(отмечено синим)

Здесь, необходимо отметить, что возможен альтернативный вариант подъезда через Военно-Грузинскую дорогу (Дарьяльское ущ.). В этом случае, после ЧМИ, сразу за постом ДПС - направо. Далее, через Суаргом (застава) и Горную Санибу в Кармадон. Этот путь в два раза короче, но последний участок требует от машины повышенной проходимости (Нива, УАЗ или подобное). Прежняя, самая короткая дорога до Кармадона от пос.Гизель через ущелье Гизельдон, со времени катаклизма сентября 2002г. пока ещё не востановлена.

На базе МЧС (ПСО МЧС РСО-Алания N43 04.316 E44 35.657 м н.у.м.) нам назначили контрольные сроки (11 мая), занеся данные в общий журнал, из которого мы узнали, что на наш маршрут уже вышло две группы - трое из г.Таганрог и трое из Москвы. Это подтвердило нашу уверенность, что, в связи с закрытием для туристов района приэльбрусья, на Казбеке мы будем не одиноки.

 
стартовая точка Ф.1.
Начало
пешей
части маршрута - пос.
Кармадон. 30.04.11 16:44
 
Пешая часть
 

Карту для работы в OziExplorer (map & образ от Панова) можно взять здесь.

Наши GPS точки здесь, а полный трек тут.

 
Высотный профиль всего маршрута
Рис.3. Высотный профиль пешей части маршрута.

 

Подход по ущ.р.Геналдон

30.04.11 В день прилета и подъезда в пос.Кармадон (высота по GPS 1472м) с 17:30 мы набрали еще 256 м по вертикали, пройдя за 1 час и 46 минут 4,7 км.

В прилагаемом kmz-файле в Google можно увидеть
раскладки и по высоте рельефа и по скорости движения:

Трек 1-го дня пути
От Кармадона до Тменикау
Ф.2. Участок тропы вдоль дороги от пос.Кармадон до пос.Тменикау. 30.04.11 17:55
 

Ф.3. Недоходя до пос.Тменикау, вот такое каменное сооружение. 30.04.11 18:13

Из таблички на нем - узнаем: "В этом фамильном склепе похоронен Дзауг Бугулов, основатель селения Дзауджыкау, возле которого 6 мая 1784 г. была заложена крепость Владикавказ."

 

Ф.4. До пос.Тменикау идет грунтовая дорога. 30.04.11 18:16

Ф.5. 30.04.11 18:46
 
Ф.6. Пос.Тменикау колоритен своей первозданностью. 30.04.11 18:47
 
1-я ночевка
Ф.7. 1-я ночевка на тропе за пос.Тменикау. 01.05.11 10:01
 
Ф.8. За пос.Тменикау начинается тропа, проложенная высоко по левому борту ущелья р.Геналдон. 01.05.11 10:43
 
Ф.9. Тропа от пос.Тменикау. 01.05.11 11:00
По тропе от пос.Тменикау
 
 
 

... пошли
01.05.11 12:44
... действительно, - камни летят, особенно в дождливую погоду.
Проходить надо быстро, с наблюдением!

Ф.11. С тропы вид наверх Ф.12. ... вид вниз.
 
2-я ночевка у нас пришлась на место рядом с верхними Кармадонскими источниками (термальные ванны). К концу дня дождь усилился на столько, что принимать ванны не было никаго желания. На этом обустроенном биваке уже стояли упомянутые ранее Таганрогцы. Чуть позже подтянулись еще трое москвичей.
     
Кармадонские термальные ванны
02.05.11 07:22
02.05.11 09:47
02.05.11 09:58
Ф.13.а., Ф.13.б. 2-я ночевка у верхнекармадонских ванн
Ф.13.в.. ... а это сами ванны
.
Выход на лед.Майли
С утра погода позволила подсушиться, после чего за пару ходок мы переместили свой лагерь на лед.Майли - напротив подножья контрфорса в.ОЖД. Таганрогцы в этот день сходили сюда же, но радиально и налегке.
Ф.14. Открылся первый вид на лед.Майли. 02.05.11 11:41 Вид на лед.Майли
 
Ф.15. Взгляд назад, из-под выхода на лед.Майли. Внизу видны палатки наших соседей по верхнекармадонским стоянкам. С этого места, подножная вода - только в твердом агрегатном состоянии. 02.05.11 12:40
 
Ф.16. Место слияния ледников Майли и Колка. 02.05.11 13:59
 
Ф.17. Вид на ледопад Майли с ледника Майли. 02.05.11 14:37
 
02.05.11 15:35
02.05.11 14:38
02.05.11 15:58
Ф.18.а., Ф.18.б., Ф.18.в. Наш 3-й лагерь на леднике Майли.
 
Подъём по контрфорсу в.ОЖД
 
На гребень подъемного контрфорса можно выходить различными путями. По кулуарам и слева и справа от него. Однако, как видно на Ф.17., оба кулуара небольшими лавинками на наших глазах 02.05.11 сбросили накопившийся в них снег. Варианты подъема по свежевынесенному снегу мы решили отклонить и для пущей безопасности начали подъем непосредственно по скалам, представляющим собой ступенчатые нагромождения разрушающихся сланцевых пород. Сложностью лазания - ниже средней. В двух, наиболее потенциальноопасных местах для второго использовали 2-6 м перил, закрепляя их за выступы. Если, как в нашем случае, наверху работает другая связка, лучше подождать их подъема и не лезть под обстрелом неминуемо сбрасываемых ими камней.
 
03.05.11 08:25
03.05.11 09:10
03.05.11 09:13
Ф.19.а., Ф.19.б., Ф19.в. Нижняя часть контрфорса ОЖД.
 
Ф.20. На контрфорсе в.ОЖД после прохождения скального участка. 03.05.11 10:12
 
Ф.21. Начало положено... 03.05.11 10:12
Ф.22. ... дальше пешком. 03.05.11 10:12
 
Ф.23. Ледопад ледника Майли и верховья лед.Колка с контрфорса в.ОЖД. 03.05.11 10:26
 
Ф.24. Погода в этот день радовала... 03.05.11 10:46
Ф.25. ... передвигаемся как-то так...видеофрагмент участка подъема03.05.11 11:37
Ф.26. ..., а там наверху "лагерь 3500". 03.05.11 11:37
 
Поставили палатку на площадках "лагеря 3500" ("Крест") рядом с "таганрогской". Вечером, ночью и утром дул сильный ветер и мы решили провести здесь еще один день. Утром следующего дня на стоянки подтянулись и другие группы: Москва - 3 чел., группа в 7 чел. турклуба МГТУ им.Баумана. Последние дружно, под порывами ветра продолжили подъем (Ф.27.) до небольших площадок (под ~2 палатки) "на 3700". Таганрогцы, скрываясь от ветра, переместили свою палатку в мульду под пъедесталом "Креста" (Ф.27.). К обеду на стоянки вышла еще большая группа клуба Московского индженерно-строительного института (МГСУ, Ф.28.), среди которых, как выяснилось позже, была и наша землячка, - дочь известных калужских туристов Журенковых.
 
Ф.27. Наша палатка на площадках "camp-3500". 04.05.11 12:13
Ф.28. К лагерю 3500 подтягивается большая группа турклуба (МГСУ). 04.05.11 12:13
Ф.29. Крест на площадках "3500" 04.05.11 12:27
 
Вид с пьедестала креста на БЛ 3500м
Ф.30. БЛ на 3500 с пьедестала креста. 04.05.11 12:29
 
В следующий день (05.05.11) мы поднялись на плато. Впереди прошло 10 человек ("Бауманцы" и "Таганрогцы"), но их следы и ступени для нас успевали переметываться ветром и плотно засыпаться снегом.
Ф.31. Над БЛ 3500м. 05.05.11 09:46  
 
На Майлийском плато
 
Майлийское плато под в.ОЖД
Ф.32. На плато под в.ОЖД вечером перед днем восхождения. 05.05.11 19:25
 
Ф.33. На плато "Бауманцы" по спутниковой связи узнали, что метеосводки не радуют и до 10-го мая паузы в непогоде района не ожидается... 05.05.11 19:29
 
Ф.34. ... однако, поведение окружающей обстановки настраивало на ранний штурм. 05.05.11 19:31
 
Восхождение на вост.в.Казбек
 
06.05.11 в 6 утра обвязавшись, мы вышли на штурм, вслед за "Таганрогцами" и "Бауманцами", вышедшими на 2 часа раньше.
 
Ф.35. На гребне хребта Баркорд, разделяющем Майлийское плато от Казбекского. 06.05.11 07:11
 
Ф.36. Из-под вершины вид на плато и пер.Спартак. 06.05.11 10:30
 
На казбекском плато Сергей решил отказаться от дальнейшего восхождения и на предвершинном взлете мне удалось догнать московскую группу. Здесь же, к нашей процессии присоединились еще два немецкоязычных восходителя с горнолыжным снаряжением в сопровождени трех грузинских альпинистов. На седло они вышли с Гергетского ледника через пер.Спартак и траверсом северного склона Зап.в.Казбек (Ф.36.). В результате, на ледовом склоне в.Вост.Казбек было провешено несколько перил и на вершине, практически одновеременно собралось 16 человек.
Ф.37. На вершине Вост.Казбек 5033м Владимир Петлицкий 06.05.11 12:21
 
Спуск с вершины
 
Спуск не совсем совпадал с траекторией подъема, т.к. сверху было очевидно, что путь по "косой" вдоль сев.склона Зап.Казбека, частично проторенного восходителями с грузинской стороны (Ф.36.), гораздо оптимальнее, причем, как на спуск, так и на подъем. К этому времени Сергей подтянулся своим ходом практически под седловину (Ф.39. ~4900м). Связавшись мы устремились вниз в штурмовой лагерь, в который пришли в пятом часу вечера.
 
Ф.38. Спуск с Вост.вершины Казбека на его седловину. 06.05.11 12:48  
Ф.39. Ожидающий на спуске, Сергей Фадеев. 06.05.11 13:19
 
Ф.40. Путь спуска с седловины Казбека на плато по "косой", вдоль его заподной вершины. 06.05.11 13:19
 
В штурмовом лагере "4200" нам удалось созвонится с "домом" и заказать на 08.05.11 электронный авиа-билет Владикавказ - Москва, с вылетом в 12-00. Удивительный сервис!
 
Спуск по контрфорсу в.ОЖД на лед.Майли
 
Для того, что бы успеть на заказанный рейс, необходимо было за один день (07.05.11) спуститься с плато "4200", пробежать Геналдонское ущелье до Кармадона и от-туда, каким-то образом через два перевала домчать в Беслан. Задача многожды упростилась в связи проведением МЧС спасательных работ по эвакуации с "3500" заболевшего участника ТК МИСИ. На тропе выше Тменикау спасателей уже ожидал автомобильный караван.
 
06.05.11 09:02
06.05.11 09:37
06.05.11 09:36
Ф.41. Участки спуска между "4200" и "3500".
 
07.05.11 12:08 МЧС спускает пострадавшего
07.05.11 12:40
Ф.42. Участки спуска между ниже "3500".
 
Усилиями и такилажными ресурсами всех спускающихся коллективов спасатели наладили три дюльферных веревки по снежному (местами лёд, Ф.44., Ф.45.) кулуару, выводящему на пологую часть ледника Майли.
 
Ф.43. ... сам пострадавший промаркирован под №4 07.05.11 12:57
Ф.44. Перильный спуск по снежно-ледовому кулуаркулу на лед.Майли (3 веревки). 07.05.11 13:35
 
Ф.45. Спусковой кулуар с контрфорса в.ОЖД на лед.Майли. 07.05.11 13:48
 
Стех пор как мы покинули лед.Майли, его накрыло приличным слоем свежего снега, а потому снегоступы, "катавшиеся" на нас все восхождение, здесь пришлись, как нельзя кстати (Ф.47.).
 
07.05.11 14:10
07.05.11 15:27
07.05.11 15:27
46.а., Ф.46.б. Спусковой кулуар с контрофорса в.ОЖД, вид с лед.Майли.
Ф.47. При спуске по лед.Майли весьма уместны были снегоступы.
 
Выводы и рекомендации
1. Казбек в варианте с севера (см.схему) - отличная акклиматизационная гора, подходящая для полноценной тренировки и проверки снаряжения в межсезонье для высотных летних восхождений. В этом смысле гора оправдывает свое имя - Господин Судья. На наш взгляд, маршрут технически сложнее, чем восхождение на Эльбрус с любой стороны.
схема О.Рыжанова

2. Основные трудности и опасности маршрута:

  • Реальная камнепадоопасность, особенно в дождливую погоду, участка тропы по правому борту ущ.р.Геналдон. При подъеме отмечен предупреждающей табличкой (см.фото);
  • Камнепадоопасность начального участка выхода на контрфорс в.ОЖД, особенно в случае работы верхних групп;
  • В межсезонье актуальна лавинная опасность при подъеме/спуске/пересечении многочисленных кулуаров и снежных конусов на протяжении всего контрфорса в.ОЖД условия спуска по к/ф ОЖДспуск;
  • Закрытые трещины Казбекского плато (связки);
  • Большая глубина падения в случае срыва на многочисленных участках контрфорса в.ОЖД спуск по гребню к/ ОЖД, а также, на двух заключительных перильных веревках вдоль ледового вершинного взлета;
  • Возможен сильный ветер, требующий от восходителей навыков хождения и снаряжения в условиях встречного/бокового ветра, а также установки биваков с учетом повышенной ураганоустойчивости. Отметим, что в нашем случае ветры были мощные и порывистые, но приемлемо теплые ветер на к/ф, в отличие от наблюдавшихся на маршрутах майских Эльбрусов;
  • Все опасности, связанные с высотой: - быстрое развитие вирусных заболеваний; - солнечная радиация, в т.ч. в тумане;
  • Из приятного: на многих участках пути, по крайней мере в БЛ "3500" и "4200" действует с переменной устойчивостью сотовая связь Билайн/МТС;
  • Отметим оперативную и слаженную работу команды ПСО МЧС РСО-Алания. Имели возможность лично убедится в высокой степени профессионализма, проявленной ими в спас-работах при экстренной эвакуации заболевшего (участника команды МИСИ, с подозрением на пневмонию) от лагеря "3500" (Ф.36, и Ф.37., Сопровождение пострадавшего на к/ф) до больницы владикавказа за один день.

Быть или не быть?

Сопровождение МЧС пострадавшего

спуск пострадавшего в айкье

   
ССЫЛКИ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
 

1. Скан литературного приложения Нива №7 июль 1897г. со статьей А.В.Пастухова о его восхождении на Казбек с севера в 1889 году. zip-сканы

2. Паспорт восхождения на в.Казбек с верховий р.Геналдон, экспедиции РОО "Федерация альпинизма, скалолазания и ледолазания Ростовской области", рук.Рудько А.Г. июль-август 2006г. zip-pdf-файл(3.2M)

3. Паспорт восхождения на в.Казбек по СЗ склону с лед.Майли, АУСБ "Торпедо", рук. Аношин Г.Г. август 1990г. zip-pdf-файл(1.9M)

4. На авторском сайте Эдуарда Манукянц -описание маршрута на в.Казбек по западному контрфорсу ОЖД и северо-западному склону, июль 2007 и 2008г.г. здесь

5. Восхождение на Казбек. Январь 2010 года. Фото-отчет ТК Ирбис Ярославль. здесь

6. Еще одно зимнее восхождение со стороны Геналдона, январь 2005г. альп.группа "Каскад", рук. О.Н. Рыжанов здесь

7. Иванов Кирилл. Фотографии с несхоженного Казбека, май 2010г. здесь

8. ОТЧЕТ о горном спортивном туристском походе 5 к.с. по Северной Осетии (с восхождением на в.Казбек и спуском по к/ф в.ОЖД), Горный турклуб МГУ, август 2009 г. здесь

9. Описание маршрута восхождения на в.Казбек по Геналдонскому ущелью. Презентация (.ppt) А.Медведева с использованием материалов О.Рыжанова и Э.Манукянца. здесь


blog comments powered by Disqus
 

Комментарии  

 
0 #1 ln_beaver 2011-07-11 10:48 Добрый день,
а что нужно предоставить МЧС для постановки на учет?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить