Эльбрус с востока на запад
|
Траверс массива Эльбрус. От Кабардино-Балкарского поселка Эльбрус до Карачаево-Черкеского аула Хурзук.
9 дней, 65 км.
|
|
руководитель, участник, (короче, "соло") фото и описание Владимир Петлицкий
|
|
опыт прохождения май-2010 г.
Для того, чтобы представить всю пешую часть маршрута, взглянем на эту карту:
Маршрут начинается из Баксанской долины (Кабардино-Балкария) от поселка Эльбрус и заканчивается в Карачево-Черкесском ауле Хурзук. Общая протяженность составляет 53.8 км, что при общепринятом коэффициенте поправки 1.2 на высокогорную пересеченку, дает 65 км. В результате, всё было пройдено за 9 дней (с 02.05.10 14:00 по 10.05.10 19:00). Стартовый вес рюкзака составлял 32 кг, финишный - 28 кг. |
|
|
08.05.10 в 13:30 Вост.Эльбрус 5621м (фотографировал Владимир из Челябинска, поднявшийся по классике)
|
09.05.10 в 13:00 на Зап.Эльбрус 5642м (фотографировал Филипп Соколовский, Москва, поднявшийся по классике)
|
Весь маршрут, условно, можно разбить на 3 этапа:
1. ПОДХОД 1.1. подход по левому борту ущелья р.Ирик до места слияния рек Ирик и Ирик-Чат; 1.2. подъем по левобортной тропе ущелья р.Ирик-Чат на первую висячую долину р.Ирик-чат и прохождение её до скально-травянного барьера, подпирающего вторую висячую долину; 1.3. подъем и прохождение второй висячей долины до следующего скальной ступени, замыкающей верхнюю, третью долину ущелья р.Ирик-Чат; 1.4. подход по верхней долине к взлету пер. Ирик-Чат (1Б, 3651м) и подъем на седловину по его южному склону; 1.5. траверс примыкающего с запада к седловине вершинки под названием "Рыжий" (3741м) со спуском на Восточное плато оледения Эльбруса; 1.6. его пересечение, подход и выход на нижние скальные образования Ачкерьякольского Лавого Потока (АЛП), под общепринятым названием "Замок" (3795м) .
2. ВЫСОТНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Выход по АЛП под нижнюю часть т.н. "Верхнего кратера" (4645м); 2.2. Подъем по и вдоль АЛП на уровень верхней части "Верхнего кратера" (5358м) ; 2.3. Выход на Восточную вершину Эльбруса (5621м); 2.4. Спуск на пер.Седловина Эльбруса (5380м). 2.5. Выход на Западную вершину Эльбруса (5642м); 2.6. Спуск на западное плато ледовых полей Эльбруса (4525м); 2.7. Поиск пути и спуск с плато по узкому северному ответвлению ледника Кюкюртлю к подножию нунатака под общепринятым названием "Утюг" (4161м); 2.8. Спуск в ущелье р.Бетюктюбе.
3. ВЫХОД 3.1. Спуск до впадения в р.Бетиктибе ручья, стекающего со склонов пер.Балкбаши (2716м), нарзанный источник и строения базы Джилысу; 3.2. Спуск ~20 км по дороге с 12 мостами, проложенной по ущелью р.Улухурзук до кишлака Хурзук (1492м).
Подробнее, по этим этапам.
1. ПОДХОД
Путь от пос. Эльбрус до начала АЛП ("Замок") составляет ~20 км, с общим перепадом высот ~2 км (пос.Эльбрус - 1800м; "Замок" - 3795м). На прохождение этого участка мне потребовалось 3,5 дня. Фото-панорамы и фото (24 шт.), снятые с ключевых точек тропы и верховий долины р.Ирик-Чат, можно вывести на рассмотрение, используя фрагмент интерактивной карты ниже:
|
2. ВЫСОТНАЯ ЧАСТЬ
Выстотная часть маршрута (от 4000м до 5642м над уровнем моря) протяженностью 15 км, с восхождением на Вост. и Зап. Эльбрусы и ночевкой на пер. Седло Эльбруса потребовала 3 дня. Сокращение этого времени возможно, если в один день пройти обе вершины Эльбруса. Однако, в этом случае, велика вероятность ночевки на Зап.плато Эльбруса, где в случае неблагоприятных погодных условиях решение проблемы спуска существенно сложнее вариантов спуска с Седла Эльбруса. Используемый мной режим восхождения (набор высоты в день не более 500м), и выбранные места ночевок считаю оптимальными, так же с точки зрения Ключевых Точек Принятия Решения (КТПР). Всего их в высотной части пять:
-
КТПР1 - на АЛП БЛ-5358м - в соответствии с погодными условиями принимается решение штурмовать Восточную вершину налегке радиально, либо с грузом, продолжая траверс;
-
КТПР2 - на Вост.Эльбрусе - принимается решение о варианте спуска с неё. Либо на Восток - по пути подъема, либо в продолжение траверса на Седло Эльбруса;
-
КТПР3 - на Седле Эльбруса, после спуска на него - принимается решение о ночевке, либо спуска к "Приюту-11" по "классике";
-
КТПР4 - на седле Эльбруса после ночевки (утром) по состоянию погоды принимается решение об экстренном спуске по "Классике", либо радиальном штурме Зап.Эльбруса, и наконец, о продолжении траверса и штурма Западной вершины с полным грузом;
-
КТПР5 - на Зап.Эльбрусе по самочувствию, по наблюдаемой и прогнозируемой погоде, а так же с учетом четкой видимости и идентификации основного ориентира спуска с зап.плато - скалы "Утюг", принимается решение, либо об экстренном спуске по пути "Классики", либо о продолжение траверса со спуском на Зап.Плато Эльбруса. После принятия последнего решения, назад пути нет и спуск вдоль "Утюга" остается единственным из оптимальных вариантов выхода. Остальные варианты (спуски по ледникам Кюкюртлю или Битюктюбе) опасны и весьма рискованы.
В описываемом сезоне, устойчиво неплохая погода над Эльбрусом, позволила на всех перечисленных Ключевых Точках принять решение в пользу продолжения и завершения траверса.
Все три ночевки этого этапа можно отнести к категории экстремальных, т.к. в случае резкого ухудшения погоды значителен риск либо долговременной пурговки, либо, в худшем случае, при ураганном ветре - разрыва палатки и экстренного спуска в условиях нулевой видимости. Поэтому, бивак обустраивался с учетом этих рисков, а именно:
|
максимально противоураганное закрепление палатки, по возможности используя неровности окружающего рельефа как ветрозащиту, в идеале углубление палатки и/или организация ветрозащитных стенок (обязательно наличие снеговой лопаты) Так, на Седле Эльбруса мне удалось закрепить палатку на двух ломах (!), оставленных с прошлого года среди прочего инструмента строителями хижины "Седло Эльбруса". (Видео экспедиции ФАР по проекту строительства высокогорного спасательного приюта "Станция EG 5300" летом 2009 года можно посмотреть, например, здесь ); |
|
закладываясь в спячку, собрать все незанятые в процессе сна вещи в рюкзак, так, чтобы не пришлось их собирать в форсмажерных обстоятельствах по всей площадке. Кошки должны быть так же под рукой;
|
|
при неуверенности в прочности палатки целесообразнее укладываться спать, не снимая основной штурмовой обуви. На Седле Эльбруса я залег в спальник не снимая пластиковых ботинок, позволив лишь для вентиляции ослабить их шнуровку.
|
|
Фото-панорамы и фото этой части пути можно извлечь для просмотра, воспользовавшись позиционными активными ссылками на фрагменте интерактивной карты ниже:
|
3. ВЫХОД
С точки зрения протяженности, это самая длинная часть маршрута (30 км). Обычно, на прохождение долины реки Улухурзук и её притоков отводится более одного дня, с промежуточной ночевкой в одном переходе до поселка Хурзук, так, чтобы войти в поселок рано утром, т.к. в 6:00-6:30 из поселка отходит рейсовый автобус до Карачаевска/Черкеска. В моем случае, здесь повезло и заключительные 10 км до поселка удалось подъехать на попутном лесовозе. (Местные жители активно занимаются заготовкой строевого леса /сосна/, растущего по склонам долины р.Улухурзук). Ссылки на фото заключающего участка можно найти на карте ниже:
|
Выводы и рекомендации.
Описанный маршрут был пройден, я бы сказал, при аномально-хороших погодных условиях, особенно в высотной его части. Практически 4-5 дней, солнечных, почти без ветра, метеоусловий для майского Эльбруса - скорее исключение, чем правило. В этой связи, график прохождения можно считать эталонным к повторению, но допускающим кардинальные изменеия в описанных Ключевых Точках Принятия Решений, с учетом самочувствия участников, текущих и прогнозируемых метеоусловиий.
|
|
Снаряжение: технический инструмент мне потребовался только на участке спуска вдоль "Утюга". В остальных местах - кошки + палки. В этом месте, при спуске с северной ветки лед.Кюкюртлю (см.фото Высотной Части, два "пуза" до 50 гр. натечного зимнего льда) мной использовалось: 1 ледобур + проушенное устройство (крючок) + два конца по полметра расходного репа, для организации двух ледовых проушин, причем, если у Вас в наличие веревка в 40 и более метров, достаточно одной спусковой станции. У меня был кевлар (выдерживающий до тонны статики) 20 м и без обвязки. Придуман на ходу и удачно был применён способ самоспуска через крепление "моего" конца за верхнюю главную петлю рюкзака. Здесь же обретению уверенности помог и инструмент (Гривел-"шакал"). На нижнем спуске пару нехвативших веревочных метров прошел с инструментом на передних зубьях (кошки Гривел с "хищными" кованными передними зубами). Участки сложны для свободного лазанья, но не столь трагично опасны, т.к., свободный полет в максимуме не более 10 м приземляет на 30 градусный снежный склон. Возможно, существует и более простой (ногами) обход этих участков, если заглянуть чуть южнее по краю ледника Кюкюртлю. Я не проверял, т.к., световое время таяло и пройденный вариант меня вполне устраивал. При дальнейшем спуске вдоль "Утюга" и ниже местами по глубокому ущелью реки обязательно нужна каска. При мне камни не падали, но вероятность этого далеко не нулевая.
|
|
Пару слов про снегоступы: Я их не брал, из-за веса, раз и вообще не привык я к ним. Однако соглашусь, что они могут существенно упростить хождение (ускорить движение и сохранить больше сил) по весенним снегам долин р.Ирик-Чат и р.Битюктюбе. Возможно и целесообразно их использование и на высотной части маршрута. Вывод: есть и умеете - берите. |
Готовил на газе. Большую часть пути приходилось топить снег. На всё использовал 2,5 (из 4-х) малых баллона Kavea. Вообще, ел очень мало - не хотелось. "На ура" шел быстрорастворимый кисель, а утром - кофе, три в одном.
|
|
Однослойная мембранная одноместная палатка Ferrino, (помоему, Light) проявила себя наилучшим образом. Прочная, герметичная, приемлемо (пардон) обледеневающая, неприхотливая к площадке установки. Так, на последней ночевке (под "Утюгом") хорошо простояла ночь, не будучи даже растянутой, на легком (~30гр) снежном склоне за прикрывающим валуном. Выровнял (уже в вечерних сумерках) "в горизонт" только место под туловище, и то без ног. Остальное, палаточное дно изящно "облизало" множественными каскадами. При этом сон был лучшим за весь поход.
|
|
ПОДЪЕЗДЫ-ОТЪЕЗДЫ
Мой вариант бюджетного подъезда Пятигорск - пос.Эльбрус: В Пятигорске, сразу с привокзальной площади курсирует по заполнению (~15 мнут) маршрутка до рынка "Людмила". Время в пути - минут ~15, стоимость 15 руб. с рюкзаком. На рынке можно хорошо и недорого позавтракать, докупить продукты и пр. На автостоянке под помпезным рекламным плакатом "Академия маникюра" формируется частное такси (Газель или м/автобус Форд), ожидающих ~ до 12-00 торговцев/покупателей жителей баксанского ущелья. Конечной точкой может быть, как Тырныауз, так и Терскол. Стоимость с рюкзаком ~300 руб. В случае Тырныауза, уже там можно снять любой легковой автомобиль до пос Эльбрус (~250 руб. на 4-х пассажиров), либо дождаться и сесть в рейсовый баксанский автобус, курсирующий по расписанию.
Из Калуги до Пятигорска: ловчее всего добираться поездом №27 Москва-Кисловодск. Он проходит Тулу (Московский ж/д вокзал) ~21-00 часов. До Тулы из Калуги можно добратся как автобусом, так и электричкой (ходят по расписанию). Меня забросили в Тулу на л/а. В последнее время на калужско-тульской автодороге идет капитальный ремонт и нужно быть готовым к неудобному объезду части трассы по проселочным дорогам (заложить лишних полчаса). Из приятного, впечатлила встреча на Тульском перроне с большой группой туристов, как оказалось из Калуги, планировавших пройти "двоечку" по Зап.Кавказу. Значит жив еще калужский туризм - подумал я. И значит, надо писать эту статью, быть может она принесет информационную пользу кому-нибудь из возрождающегося, всем проблемам наперекор, калужского туризма. Поезд приходит в Пятигорск ~ 7 утра.
Обратно - тем же путем. Возможен так же самолетный вариант. Я, по причине непредсказуемости сроков задуманного мероприятия, брал билет на этот поезд только в один конец (Тула-Пятигорск, ~2т.руб.). Обратно, уже по приезду в Пятигорск, решил лететь самолетом (аэропорт в Минеральных Водах). Для сообщений между городами района Кавказких Минеральных Вод служит замечательный недорогой и надежный вид транспорта - электричка (схема). На ней доехал до ж/д вокзала Минеральных Вод. С привокзальной площади на маршрутке доехал до аэропорта. Там выяснилось, что билет МВ-М, цена которому в "базарный день" 4-5 т.руб., стоит аж-н все 12 "тыщ"... Пришлось разориться. Следует учитывать, что сотрудники аэропорта "закаленные" в боях с туристской братией строжайше и эффективно напрягают нашего брата с доплатой за перевес (мне все же удалось провезти бесплатно сверхнормативных 8 кг), а так же стопроцентно "выуживают" из рюкзаков баллоны кемпинг-газа с любой степенью заполненности.
Благодарю всех, кто прочел сиё до конца. Если есть вопросы - готов ответить, пишите.
Примечание редакции: не следует повторять этот маршрут, если Вы не уверены в своих силах. Это опасно для жизни.
Ещё отчеты Владимира Петлицкого на сайте: "Калужане на Памире","Фанская стрела"
|
>
|
Комментарии
Прочитал,очень хорошо и прошел и описАл, ты молодец! Прекрасный отчет.
Доброго пути и хорошей погоды!
С уважением, Николай Синявский. Цитировать
И немного поправлю - до Тулы не электричка, а комфортный дизель-поезд, он же рельсовый автобус РА-2, курсирует 4 дня в неделю в т.ч. по выходным. Цитировать
Желаю удачи летом!
Ну, и присоединиться к нам зимой! Цитировать
RSS лента комментариев этой записи.