Траверс массива Эльбрус с востока на запад PDF Печать E-mail
(11 голоса, среднее 4.91 из 5)
Автор: bob12   
24.05.2010 16:03

Эльбрус с востока на запад

 

Траверс   массива Эльбрус. От Кабардино-Балкарского поселка Эльбрус до Карачаево-Черкеского аула Хурзук.

9 дней, 65 км.

 

руководитель,
участник,
(короче, "соло")
фото и
описание
Владимир Петлицкий

опыт прохождения май-2010 г.

Для того, чтобы представить всю пешую часть маршрута, взглянем на эту карту:

Маршрут начинается из Баксанской долины (Кабардино-Балкария) от поселка Эльбрус и заканчивается в Карачево-Черкесском ауле Хурзук. Общая протяженность составляет 53.8 км, что при общепринятом коэффициенте поправки 1.2 на высокогорную пересеченку, дает 65 км. В результате, всё было пройдено за 9 дней (с 02.05.10 14:00 по 10.05.10 19:00). Стартовый вес рюкзака составлял 32 кг, финишный - 28 кг.
На вершине Западный Эльбрус
08.05.10 в 13:30 Вост.Эльбрус 5621м
(фотографировал Владимир из Челябинска, поднявшийся по классике)
09.05.10 в 13:00 на Зап.Эльбрус 5642м
(фотографировал Филипп Соколовский, Москва, поднявшийся по классике)

 

Весь маршрут, условно, можно разбить на 3 этапа:

1. ПОДХОД
1.1. подход по левому борту ущелья р.Ирик до места слияния рек Ирик и Ирик-Чат;
1.2. подъем по левобортной тропе ущелья р.Ирик-Чат на первую висячую долину р.Ирик-чат и прохождение её до скально-травянного барьера, подпирающего вторую висячую долину;
1.3. подъем и прохождение второй висячей долины до следующего скальной ступени, замыкающей верхнюю, третью долину ущелья р.Ирик-Чат;
1.4. подход по верхней долине к взлету пер. Ирик-Чат (1Б, 3651м) и подъем на седловину по его южному склону;
1.5. траверс примыкающего с запада к седловине вершинки под названием "Рыжий" (3741м) со спуском на Восточное плато оледения Эльбруса;
1.6. его пересечение, подход и выход на нижние скальные образования Ачкерьякольского Лавого Потока (АЛП), под общепринятым названием "Замок" (3795м) .

2. ВЫСОТНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Выход по АЛП под нижнюю часть т.н. "Верхнего кратера" (4645м);
2.2. Подъем по и вдоль АЛП на уровень верхней части "Верхнего кратера" (5358м) ;
2.3. Выход на Восточную вершину Эльбруса (5621м);
2.4. Спуск на пер.Седловина Эльбруса (5380м).
2.5. Выход на Западную вершину Эльбруса (5642м);
2.6. Спуск на западное плато ледовых полей Эльбруса (4525м);
2.7. Поиск пути и спуск с плато по узкому северному ответвлению ледника Кюкюртлю к подножию нунатака под общепринятым названием "Утюг" (4161м);
2.8. Спуск в ущелье р.Бетюктюбе.

3. ВЫХОД
3.1. Спуск до впадения в р.Бетиктибе ручья, стекающего со склонов пер.Балкбаши (2716м), нарзанный источник и строения базы Джилысу;
3.2. Спуск ~20 км по дороге с 12 мостами, проложенной по ущелью р.Улухурзук до кишлака Хурзук (1492м).

Подробнее, по этим этапам.

1. ПОДХОД

Путь от пос. Эльбрус до начала АЛП ("Замок") составляет ~20 км, с общим перепадом высот ~2 км (пос.Эльбрус - 1800м; "Замок" - 3795м). На прохождение этого участка мне потребовалось 3,5 дня. Фото-панорамы и фото (24 шт.), снятые с ключевых точек тропы и верховий долины р.Ирик-Чат, можно вывести на рассмотрение, используя фрагмент интерактивной карты ниже:

 

Вид со стороны "Замка" на дальнейший путь подъема по АЛП на Вост.Эльбрус. Южный склон (подъёмный) на пер.Ирик-Чат. Вид вниз, на путь подъема к южному перевальному взлету пер.Ирик-Чат. Подход по левобортному скально-осыпному гребню к южному взлету на пер.Ирик-Чат. Вид вниз от скального барьера на барьер "Груди" Вид на путь подъема и подхода к барьеру "Груди" с центра первой (нижней) висчей долины р.Ирик-Чат. Вид на дальнейший путь подъема на вторую (среднюю) висячую долину ущ.р.Ирик-Чат. Вид на Баксанское ущелье с пос.Эльбрус со стартового "балкона" - входа в ущ.р.Ирик. Вход в ущ.р.Ирик после стартового "балкона" от пос.Эльбрус, тропа идет в 10 метрах над нарзанным источником. Вид на "нарзанную поляну" после первого подъема по левобортному гребню. Вид от-туда же вверх, на следующий яркий ориентир, т.н. песчаные "останцы". Вид с тропы вниз, на песчаные "останцы" (слева). Виден так же на пос.Эльбрус. Спокойная часть тропы (без значительных подъемов) левого борта ущ.р.Ирик. Вид вверх на зону больших бивачных площадок выше верхней зхоны леса. Вид вниз по тропе на верхнюю зону леса. Тропу периодически перекрывают лавинные выносы. Вид с тропы на нижний край зоны леса. Круговая панорама в месте слияния рек Ирик и Ирик-Чат. Видно начало подъемной тропы по левому борту р.Ирик-Чат в её первую (нижнюю) висячую долину. Вид на первую (нижнюю) висячую долину р.Ирик-Чат, после подъема по левобортному склону выше водопада. Хозяин местных прерий - суслик. Вид с верхней тропы левого борта р.Ирик-Чат на долину р.Ирик. Круговая панорама на пер.Ирик-Чат. Круговая панорама со второй (средней) висячей долине ущ.р.Ирик-Чат. 3-я ночевка на левобортном скально-осыпном гребне.

2. ВЫСОТНАЯ ЧАСТЬ

Выстотная часть маршрута (от 4000м до 5642м над уровнем моря) протяженностью 15 км, с восхождением на Вост. и Зап. Эльбрусы и ночевкой на пер. Седло Эльбруса потребовала 3 дня. Сокращение этого времени возможно, если в один день пройти обе вершины Эльбруса. Однако, в этом случае, велика вероятность ночевки на Зап.плато Эльбруса, где в случае неблагоприятных погодных условиях решение проблемы спуска существенно сложнее вариантов спуска с Седла Эльбруса. Используемый мной режим восхождения (набор высоты в день не более 500м), и выбранные места ночевок считаю оптимальными, так же с точки зрения Ключевых Точек Принятия Решения (КТПР). Всего их в высотной части пять:

  • КТПР1 - на АЛП БЛ-5358м - в соответствии с погодными условиями принимается решение штурмовать Восточную вершину налегке радиально, либо с грузом, продолжая траверс;
  • КТПР2 - на Вост.Эльбрусе - принимается решение о варианте спуска с неё. Либо на Восток - по пути подъема, либо в продолжение траверса на Седло Эльбруса;
  • КТПР3 - на Седле Эльбруса, после спуска на него - принимается решение о ночевке, либо спуска к "Приюту-11" по "классике";
  • КТПР4 - на седле Эльбруса после ночевки (утром) по состоянию погоды принимается решение об экстренном спуске по "Классике", либо радиальном штурме Зап.Эльбруса, и наконец, о продолжении траверса и штурма Западной вершины с полным грузом;
  • КТПР5 - на Зап.Эльбрусе по самочувствию, по наблюдаемой и прогнозируемой погоде, а так же с учетом четкой видимости и идентификации основного ориентира спуска с зап.плато - скалы "Утюг", принимается решение, либо об экстренном спуске по пути "Классики", либо о продолжение траверса со спуском на Зап.Плато Эльбруса. После принятия последнего решения, назад пути нет и спуск вдоль "Утюга" остается единственным из оптимальных вариантов выхода. Остальные варианты (спуски по ледникам Кюкюртлю или Битюктюбе) опасны и весьма рискованы.

В описываемом сезоне, устойчиво неплохая погода над Эльбрусом, позволила на всех перечисленных Ключевых Точках принять решение в пользу продолжения и завершения траверса.

Все три ночевки этого этапа можно отнести к категории экстремальных, т.к. в случае резкого ухудшения погоды значителен риск либо долговременной пурговки, либо, в худшем случае, при ураганном ветре - разрыва палатки и экстренного спуска в условиях нулевой видимости. Поэтому, бивак обустраивался с учетом этих рисков, а именно:

максимально противоураганное закрепление палатки, по возможности используя неровности окружающего рельефа как ветрозащиту, в идеале углубление палатки и/или организация ветрозащитных стенок (обязательно наличие снеговой лопаты) Так, на Седле Эльбруса мне удалось закрепить палатку на двух ломах (!), оставленных с прошлого года среди прочего инструмента строителями хижины "Седло Эльбруса". (Видео экспедиции ФАР по проекту строительства высокогорного спасательного приюта "Станция EG 5300" летом 2009 года можно посмотреть, например, здесь ); На Седле Эльбруса палатку закрепил на 2 лома.
закладываясь в спячку, собрать все незанятые в процессе сна вещи в рюкзак, так, чтобы не пришлось их собирать в форсмажерных обстоятельствах по всей площадке. Кошки должны быть так же под рукой;
 
при неуверенности в прочности палатки целесообразнее укладываться спать, не снимая основной штурмовой обуви. На Седле Эльбруса я залег в спальник не снимая пластиковых ботинок, позволив лишь для вентиляции ослабить их шнуровку.
 

Фото-панорамы и фото этой части пути можно извлечь для просмотра, воспользовавшись позиционными активными ссылками на фрагменте интерактивной карты ниже:

 

Вид на "Утюг" и на путь спуска с северной ветки ледн.Кукуртлю. Вид из-под "Утюга" на ключевой участок спуска с сев.ветви ледн.Кукюртлю. Вид при с Зап.плато на скальный выступ "Утюга". При спуске на Зап.Плато всегда держим глазом ориентир - скальный выступ "Утюга". Вид от АЛП 4700м на ГКХ. При спуске СЗ склону Зап.Эльбруса, идя вдоль скальных выходов ребра, держим ориентир на "Утюг". С вершины Зап.Эльбруса вид на СЗ, включая скальный выступ "Утюга". Организация ночевки на пер.Седло Эльбруса. Палатка закреплена на двух ломах. На Вост.Эльбрусе. Виден путь подъема ев Зап.Элббрус. Под скалами Фрешфильда. Заключительная часть подъема на кратер Вост.Эльбруса. Вид на весь путь подъема с уровня верхнего края большего бокового кратера. Вид на верхний край большего бокового кратера. Вид на путь подъема и ГКХ с АЛП 4670м Место ночевки (не менее пяти палатко-мест) и вмд на дальнейший путь подъема. Вид с места ночевки на ГКХ и путь подъема по АЛП. При подходе к нижнему краю кратера. Вид на Вост.Эльбрус с АЛП 4200м Панорама ГКХ и вид на путь подъема с АЛП 4173м Вид на дальнейший путь подъема с АЛП 4173м ид на плата АЛП с моей 4-й ночевкой, АЛП над "Замком" 3989м. Место ночевки на плато АЛП над "Замком" 3989м. Вид на Вост.Эльбрус от начала АЛП, сразу над "Замком".

3. ВЫХОД

С точки зрения протяженности, это самая длинная часть маршрута (30 км). Обычно, на прохождение долины реки Улухурзук и её притоков отводится более одного дня, с промежуточной ночевкой в одном переходе до поселка Хурзук, так, чтобы войти в поселок рано утром, т.к. в 6:00-6:30 из поселка отходит рейсовый автобус до Карачаевска/Черкеска. В моем случае, здесь повезло и заключительные 10 км до поселка удалось подъехать на попутном лесовозе. (Местные жители активно занимаются заготовкой строевого леса /сосна/, растущего по склонам долины р.Улухурзук). Ссылки на фото заключающего участка можно найти на карте ниже:

 

Вид из палатки на Зап.Кавказ на последней (8-й) ночевки под скалой "Утюг". Вид на скалу "Утюг" и путь спуска вдоль него с Зап.Плато Эльбрус. Вид вниз на путь спуска по левому притоку р.Битюктюбе. Вид вверх на путь спуска с Зап.Плато Эльбруса. Вид вверх на участок спуска по левому притоку р.Битюктюбе. Характер рельефа пути спуска по долине р.Битюктюбе. Долина р.Битюктюбе на выходе при слиянии с ручьем стекающим с пер.Балк-Баши. Дорога вдоль р.Улухурзук, ведущая через серию мостов к поселку Хурзук. Долина р.Битюктюбе. Вид на массив "Утюг" из долины р.Битюктюбе.

Выводы и рекомендации.

Описанный маршрут был пройден, я бы сказал, при аномально-хороших погодных условиях, особенно в высотной его части. Практически 4-5 дней, солнечных, почти без ветра, метеоусловий для майского Эльбруса - скорее исключение, чем правило. В этой связи, график прохождения можно считать эталонным к повторению, но допускающим кардинальные изменеия в описанных Ключевых Точках Принятия Решений, с учетом самочувствия участников, текущих и прогнозируемых метеоусловиий.
Снаряжение: технический инструмент мне потребовался только на участке спуска вдоль "Утюга". В остальных местах - кошки + палки. В этом месте, при спуске с северной ветки лед.Кюкюртлю (см.фото Высотной Части, два "пуза" до 50 гр. натечного зимнего льда) мной использовалось: 1 ледобур + проушенное устройство (крючок) + два конца по полметра расходного репа, для организации двух ледовых проушин, причем, если у Вас в наличие веревка в 40 и более метров, достаточно одной спусковой станции. У меня был кевлар (выдерживающий до тонны статики) 20 м и без обвязки. Придуман на ходу и удачно был применён способ самоспуска через крепление "моего" конца за верхнюю главную петлю рюкзака. Здесь же обретению уверенности помог и инструмент (Гривел-"шакал"). На нижнем спуске пару нехвативших веревочных метров прошел с инструментом на передних зубьях (кошки Гривел с "хищными" кованными передними зубами). Участки сложны для свободного лазанья, но не столь трагично опасны, т.к., свободный полет в максимуме не более 10 м приземляет на 30 градусный снежный склон. Возможно, существует и более простой (ногами) обход этих участков, если заглянуть чуть южнее по краю ледника Кюкюртлю. Я не проверял, т.к., световое время таяло и пройденный вариант меня вполне устраивал. При дальнейшем спуске вдоль "Утюга" и ниже местами по глубокому ущелью реки обязательно нужна каска. При мне камни не падали, но вероятность этого далеко не нулевая.
Пару слов про снегоступы: Я их не брал, из-за веса, раз и вообще не привык я к ним. Однако соглашусь, что они могут существенно упростить хождение (ускорить движение и сохранить больше сил) по весенним снегам долин р.Ирик-Чат и р.Битюктюбе. Возможно и целесообразно их использование и на высотной части маршрута. Вывод: есть и умеете - берите.
Готовил на газе. Большую часть пути приходилось топить снег. На всё использовал 2,5 (из 4-х) малых баллона Kavea. Вообще, ел очень мало - не хотелось. "На ура" шел быстрорастворимый кисель, а утром - кофе, три в одном.
Кухня.
Однослойная мембранная одноместная палатка Ferrino, (помоему, Light) проявила себя наилучшим образом. Прочная, герметичная, приемлемо (пардон) обледеневающая, неприхотливая к площадке установки. Так, на последней ночевке (под "Утюгом") хорошо простояла ночь, не будучи даже растянутой, на легком (~30гр) снежном склоне за прикрывающим валуном. Выровнял (уже в вечерних сумерках) "в горизонт" только место под туловище, и то без ног. Остальное, палаточное дно изящно "облизало" множественными каскадами. При этом сон был лучшим за весь поход.

ПОДЪЕЗДЫ-ОТЪЕЗДЫ

Мой вариант бюджетного подъезда Пятигорск - пос.Эльбрус: В Пятигорске, сразу с привокзальной площади курсирует по заполнению (~15 мнут) маршрутка до рынка "Людмила". Время в пути - минут ~15, стоимость 15 руб. с рюкзаком. На рынке можно хорошо и недорого позавтракать, докупить продукты и пр. На автостоянке под помпезным рекламным плакатом "Академия маникюра" формируется частное такси (Газель или м/автобус Форд), ожидающих ~ до 12-00 торговцев/покупателей жителей баксанского ущелья. Конечной точкой может быть, как Тырныауз, так и Терскол. Стоимость с рюкзаком ~300 руб. В случае Тырныауза, уже там можно снять любой легковой автомобиль до пос Эльбрус (~250 руб. на 4-х пассажиров), либо дождаться и сесть в рейсовый баксанский автобус, курсирующий по расписанию.

Из Калуги до Пятигорска: ловчее всего добираться поездом №27 Москва-Кисловодск. Он проходит Тулу (Московский ж/д вокзал) ~21-00 часов. До Тулы из Калуги можно добратся как автобусом, так и электричкой (ходят по расписанию). Меня забросили в Тулу на л/а. В последнее время на калужско-тульской автодороге идет капитальный ремонт и нужно быть готовым к неудобному объезду части трассы по проселочным дорогам (заложить лишних полчаса). Из приятного, впечатлила встреча на Тульском перроне с большой группой туристов, как оказалось из Калуги, планировавших пройти "двоечку" по Зап.Кавказу. Значит жив еще калужский туризм - подумал я. И значит, надо писать эту статью, быть может она принесет информационную пользу кому-нибудь из возрождающегося, всем проблемам наперекор, калужского туризма.
Поезд приходит в Пятигорск ~ 7 утра.

Обратно - тем же путем. Возможен так же самолетный вариант. Я, по причине непредсказуемости сроков задуманного мероприятия, брал билет на этот поезд только в один конец (Тула-Пятигорск, ~2т.руб.). Обратно, уже по приезду в Пятигорск, решил лететь самолетом (аэропорт в Минеральных Водах). Для сообщений между городами района Кавказких Минеральных Вод служит замечательный недорогой и надежный вид транспорта - электричка (схема). На ней доехал до ж/д вокзала Минеральных Вод. С привокзальной площади на маршрутке доехал до аэропорта. Там выяснилось, что билет МВ-М, цена которому в "базарный день" 4-5 т.руб., стоит аж-н все 12 "тыщ"... Пришлось разориться. Следует учитывать, что сотрудники аэропорта "закаленные" в боях с туристской братией строжайше и эффективно напрягают нашего брата с доплатой за перевес (мне все же удалось провезти бесплатно сверхнормативных 8 кг), а так же стопроцентно "выуживают" из рюкзаков баллоны кемпинг-газа с любой степенью заполненности.

Благодарю всех, кто прочел сиё до конца. Если есть вопросы - готов ответить, пишите.


 

Примечание редакции: не следует повторять этот маршрут, если Вы не уверены в своих силах. Это опасно для жизни.

 

Ещё отчеты  Владимира Петлицкого на сайте: "Калужане на Памире","Фанская стрела"

 

>

blog comments powered by Disqus
 

Комментарии  

 
+1 #1 Nikolaj Siniavskij 2010-05-26 23:46 Володя, привет!
Прочитал,очень хорошо и прошел и описАл, ты молодец! Прекрасный отчет.
Доброго пути и хорошей погоды!
С уважением, Николай Синявский.
Цитировать
 
 
+1 #2 Kirill 2010-05-27 10:43 Владимир Николаевич, Вы лучший!
И немного поправлю - до Тулы не электричка, а комфортный дизель-поезд, он же рельсовый автобус РА-2, курсирует 4 дня в неделю в т.ч. по выходным.
Цитировать
 
 
+1 #3 Vadim 2010-05-29 10:56 Володя! Ты по-прежнему крут! И даже еще круче!
Желаю удачи летом!
Ну, и присоединиться к нам зимой!
Цитировать
 
 
+1 #4 dArk 2010-12-24 12:40 А можно список продуктов которые вы брали с собой. Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить