Главная Велотуризм Заокский -- Алексин -- Малоярославец
Заокский -- Алексин -- Малоярославец PDF Печать E-mail
(1 голос, среднее 1.00 из 5)
Автор: DmP   
08.06.2009 17:08

Заокский -- Алексин -- Малоярославец

Топограф был, наверное, в азарте
Иль с дочкою судьи накоротке

И.Бродский

Этот маршрут можно лишь с натяжкой назвать однодневным. Сто тридцать километров по далеко не самым простым дорогам, да еще плюс дальняя заброска... В общем, любая неожиданность (проблемы с ориентированием, ремонт и т.п.) может стать причиной холодной ночевки. Собственно, я решился на эту авантюру еще и потому, что при +15 замерзнуть сложно.

Да и вообще выбор маршрута был обусловлен погодой. Безоблачное небо, солнце, дневная температура, подбирающаяся к тридцати -- все это означает, что надо много купаться. Поэтому Ока. А чтобы не было скучно, -- возвращаться на другую дорогу.

Итак, нитка маршрута:

Заокский (ст. Тарусская Курского напр.) -- Велегож -- Егнышевка -- Бунырево -- Алексин (42км) -- Петрищево -- Кресты -- Барятино -- Поздняково -- Велема -- Недельное -- ст. Малоярославец Киевского напр. (128км) плюс блуждание Поздняково -- почти до Рощи -- Поздняково (8.5км) плюс заброска-выброска (24.5км) -- итого 161км за один день!

 

Описание (полезно читать с картой в руках)

Заброска. Сел в первую тульскую электричку (она отправляется из Царицына в 7.23). В Серпухове вошли контролеры. Они вели себя необычно: взяток не брали, при отказе платить штраф немедленно высаживали. На всех остановках вставали в дверях, следили, кто входит, и сразу отправлялись его проверять. Кто пытался войти с платформы в наш тамбур, допускался туда только при наличии билета (видимо, по электричке действовало несколько пар "друзей леса"). Интересно, это единичный случай или общая тенденция в преддверии больших штрафов?

0км, 9.20 Закупка еды и старт со ст. Тарусская (пос. Заокский). Отвернув от железки, асфальтовая дорога начала спускаться в долину Скнижки. В этих местах Ока прорезает довольно высокую гряду Среднерусской возвышенности (можно было бы назвать ее Окинским хребтом, но такой уже есть в Саянах). С холмов открываются дальние и красивые виды, а подъемы и спуски длинны и круты. Так, на мосту через Скнижку была зафиксирована скорость 63км/ч, что вполне соответствовало синему дорожному знаку "60", стоящему перед спуском. Расплатой за уловольствие стал последующий подъем.

12км Велегож. Справа на сосновом берегу Оки стоит дом отдыха, а моя дорога уходит влево от шоссе, сразу после спуска. Таким образом, вышел на наш маршрут 1-2 июня. Помня о тогдашних блужданиях, не стал подниматься в Антоновку, а выехал к Оке...

16.5км, 10.15-10.25 И немедленно выкупался! Пляж, правда, каменистый. Песчаные пляжи, в основном, идут по левому берегу. Течение в этом месте быстрое. Вспоминаю, как в апреле 1999 года оно несло мою Ласточку со скоростью 10км/ч по разливанному морю, в которое превратил Оку девятиметровый весенний паводок.

Выкупавшись, поднялся по дороге в лес и попал к дому отдыха, где немедленно нашел нужную тропу через овраг (участники похода 1-2 июня ее помнят). По ней и добрался до Выпрейки.

20км Мост через Выпрейку возле Ламонова. Вблизи него мы тогда ночевали, и эта ночевка омрачилась тем, что утром в 30м от палаток в еловых посадках нашли покойника (скорее всего, бедняга напился, да и замерз). Вызванные из Алексина милиционеры не стали забирать труп, так как это был не их район. Честно говоря, сейчас меня не тянуло идти туда проверять, выполнили ли люди последний долг по отношению к усопшему. Надеюсь, что тело в конце концов будет предано земле.

32км Мост через Вашану. Даже сейчас, в межень, видно, что это довольно мощная речка. Ширина метров семь, под мостом даже что-то шиверится.

33.5км Пройдя Бунырево, съехал с шоссе на прибрежную дорожку. Много отдыхающих автотуристов, большие группы детей, видимо, из пионерлагерей. Рекомендую входить в Алексин именно так, а не по шоссе: во-первых, срезка, а во вторых, места красивые.

34.5км 11.30-11.40 Нашел симпатичный песчаный пляж (похоже, насыпной) и купаюсь в Оке. Вокруг галдят дети, строят из песка плотину на небольшом ключе, впадающем в реку.

35-36км Алексин Бор -- небольшой и очень живописный участок "трофи". Начинается перешагиванием через узкий, но глубокий ручеек. Тропа еле заметна в высоких травах пойменных лугов. Затем вылезает на край берегового склона и входит в лес, там несколько обносов бревен. Вдоль тропы бьют ключи, можно пополнить запасы воды. Тропа выходит из леса, расширяется и становится полевой дорогой. Ока близко, но нормальных пляжей не видно. Через какое-то время надо вместе с главной дорогой уходить от реки, чтобы срезать ее меандр. Вливаясь во все более мощные дороги, приближаюсь к Алексину.

39.5-46км Город Алексин. Никаких выдающихся достопримечательностей там нет (разве что, грандиозный карьер, по-своему колоритный), но проехать через город придется, так как надо пересекать Оку.

42км Мост через Оку. Сразу после него направо, через речку Мышегу, -- и вверх, к микрорайону Горушки. Название оправдано, тягун там качественный. Непрерывно поднимаясь от набережной до выезда из города, дорога выбирает всю высоту коренного берега, составляющую 120м. Карьер, а вместе с ним и нитка маршрута 1-2 июня, остается справа.

51км, 13.00-13.20 Перекус на опушке леса, незадолго до деревни Малое Савватеево (Леша бы порадовался :-). Надо сказать, что петрищевская дорога, начавшись в виде разухабистого щебеночного шоссе, постепенно сузилась до нормальной полевой грунтовки. Приятно, хотя, конечно, во всем нужна мера (см. следующий абзац). В Петрищево миную шоссе Калуга--Серпухов и по грунтовке попадаю в Муковню, где течет крошечная Дряща. Если верить карте, отсюда в Кресты должен вести грейдер "с улучшенным покрытием". Уважаемые специалисты с фабрики Дунаева явно погорячились. До опушки леса еще идет какая-то разбитая коровами дорожка, а вот потом начинается такое...

63-70км Крестовский грейдер. Шестьдесят третий километр, видимо, является для меня заколдованным. То есть с него всегда начинаются какие-то приключения. Грейдер представляет собой классическое бездорожье. Несколько глубоких колей теряются среди буйных трав и периодически уходят в лужи. Местами встречаются остатки низковольтной ЛЭП. Веду велосипед. Жарко, безветренно. Вокруг кружатся тысячи мух, слепней. Обезумевшие насекомые облепляют все тело, лезут в глаза, и за гудением их адской авиации не слышно ничего другого. Когда это окончательно достает, пытаюсь ехать с максимально возможной скоростью (7-8-9км/ч). Но проходимый (хоть как-то) участок очень быстро кончается, и снова приходится вести. Эта пляска продолжается никак не меньше часа. Наконец, впереди появляется поле, под колесами -- тропка. В траве -- приспевающая земляника, некоторые ягоды уже полностью готовы. Деревня в несколько домиков, -- и долгожданный асфальт! Шоссе спускается в долину Тарусы.

72.5км, 15.40-15.50 Купание в реке Тарусе (лег на каменистое речное дно, на большее глубины не хватило). После этого, миновав Барятино, ушел на Поздняково.

82км, 16.40-16.50 Перекус на пути из Барятина в Поздняково. Уже совсем немного оставалось до Недельного, откуда прямой асфальтовый выкат на финиш. Но я совершил тактическую ошибку: вышел из Позднякова не по той дороге и заметил это нескоро. Вдобавок, заметив, не повернул сразу назад: не хотелось признавать собственную неправоту, да еще и надеялся на "чудо": а вдруг дорога вот прямо сейчас повернет и пойдет в правильном направлении? Чуда не произошло. Развернулся лишь когда на холме показались дома и фермы Рощи и дорога решительно нырнула через ручей в их направлении. На обратном пути исследовал, якобы, срезающую дорогу -- она оказалась лесовозной и быстро закончилась тупиком. После этого с экспериментами решил покончить и вернулся в Поздняково, где и подсек незамеченную ранее грунтовку через Велему на Недельное.

В лесу пришлось тяжко: грязь там еще не высохла и быстро облепила колеса. Местами приходилось вести. В полях стало лучше, но ненамного. Колеи сильно снижали скорость движения. Дул встречный ветер. Кроме того, откуда-то из района цепи стал доноситься писк и скрежет: видимо, вся смазка выработалась. Ничего подходящего, чтобы устранить эту проблему, под рукой не было. В общем, на асфальт у дома отдыха выбрался, уже порядочно вымотанный; несколько раз пришлось пересматривать планы насчет электрички.

105км (96.5 км маршрута, если без блужданий), 18.45-18.55 Перекус при выезде на асфальт. На шоссе, наконец, набрал скорость, да и цепь стала пищать не так угрожающе. Еще планируя маршрут, я обратил внимание на дорогу Недельное--Малоярославец, идущую по лесной долине речки Суходревки. Хороший асфальт, ровняк (только перед Недельным и после Хрусталей было несколько подъемов), лес, защищающий от ветра -- что еще нужно уставшему байкеру?

125(116.5)км, 19.50-19.55 Небольшой привал. Шоссе вышло из долины Суходревки, перевалило две гряды, и я оказался в Малоярославце. Провожаемый неодобрением водителей, вставших длинной очередью на переезде, подлез под шлагбаум и перешел через пути (шлагбаумы ведь для машин, а не для пешеходов). Дорога закончилась, упершись в развилку типа "Т" (именно от нее, а не от Киевского шоссе, отсчитываются километры), и, повернув направо, я без труда нашел вокзал.

136.5(128)км, 20.30 Станция Малоярославец. Электричка через семь минут. Билет я не купил, зато взял Отвертку (которая не железная, а апельсиновая :-), хорошее средство, чтобы расслабиться после большой физической нагрузки. Сошел в Очаково, турникетов там нет. До Бирюлева еще 21км по вечерней Москве, но это уже пустяки. Около двенадцати ночи был дома.

 

Выводы

Маршрут понравился, хотя для одного дня длинноват. Можно сделать его полуторадневным, выезжать из Москвы днем и становиться на ночь где-нибудь на Оке, у родников (между Буныревым и Алексином таких мест навалом, хотя и автотуристов там немало). "Изюминкой" маршрута (в значении, которое придает этому слову Сергей Вышенский :-) является семикилометровое трофи по Крестовскому грейдеру. Самые красивые места -- на Оке; калужские леса и холмы тоже ничего; финишный участок по шоссе приятен (если идти на 1.5 дня, выезжая утром, то ночевка в сосняке у Суходревки -- прекрасный вариант). Менять направление прохождения на противоположное нецелесообразно, так как из Тарусской электрички на Москву ходят редко, а из Малоярославца -- часто.

 

А. Тонис, 20.06.02 по мотивам 19.06.02

Источник:http://slazav.mccme.ru/7140at.htm

Опубликовано на "Семь верст..." c согласия автора.


blog comments powered by Disqus
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

  • Willieasype
Сейчас 1 пользователь и 6 гостей онлайн

Похожие материалы