На работу или учебу на велосипеде? Отличная идея, эксмэр Юрий
Лужков каждую весну рекомендовал горожанам менять четыре колеса на два.
Но велодорожек (кроме как в парках) и велостоянок как не было, так и
нет. Приходится велоэнтузиастам подгонять чиновников. В столице
стартовал проект "Let's bike it!", который обещает бороться за
комфортные условия для велосипедистов в нашей стране. С автором идеи -
аспирантом Московской финансово-юридической академии (МФЮА) Владимиром
Кумовым - встретилась корреспондент "Недели" Полина Потапова. О старте проекта:
Идея проекта "Let's bike it!" родилась, когда я был в Аргентине. Три
месяца учился в Буэнос-Айресе. Там за два года весь центр города
обустроили велодорожками по программе развития велодвижения. Я
задумался: если там это смогли сделать с учетом затянувшегося
финансового кризиса, то чем Москва хуже?Когда вернулся в Россию, начал
продумывать детали, обсуждать с друзьями в блоге
|
. Предложил проект
Экологическому содружеству молодежи, и мы взялись его делать вместе.
Финансово нас поддержал ректор МФЮА, дал необходимый минимум для старта
проекта. Сейчас костяк нашей команды - 9 человек. Плюс еще несколько
десятков регулярно идеи предлагают. Все - студенты и выпускники
столичных вузов: МФЮА, МУМа, ГУ-ВШЭ, МГУ, МИЭТа и других. На это лето у
нас много планов. Например, велопробег, который стартует в
Санкт-Петербурге 16 июля и завершится в Лиссабоне. Он поможет нам
собрать информацию о велодвижении в странах Европы и привлечь внимание к
возможностям велотранспорта. А в России планируются всевозможные акции и
флешмобы. Осенью ждите лекций специалистов в области
градостроительства, имеющих опыт создания велосипедной инфраструктуры во
многих городах мира. Это поможет разрушить стереотипы и подготовить
людей. В общем, проект явно не на один год. Я считаю, что сначала нужно
оборудовать велостоянки, рассказать и показать москвичам опыт других
стран (поменять скептическое отношение к велосипеду), а уж потом -
массово обустраивать велодорожки. | О проблемах велосипедистов:
Отсутствие велодорожек вынуждает порой ехать по проезжей части, а это
не всегда приятно - загазованность, пролетающие мимо автомобили, переезд
крупных транспортных развязок или путей. Попробуйте, к примеру,
перебраться на велосипеде через МКАД... Во всем мире есть подземные
проезды под подобными дорогами: не с лестницами, а с плавными спусками.
Кстати, далеко не все переходы в центре оборудованы специальными
спусками - приходится велики на руках таскать. А еще запрещено
перевозить их в метро, что очень усложняет жизнь. В других странах есть
даже специальные вагоны для велосипедистов... Бордюры в Москве и Питере
убрали, но не везде - приходится прыгать на них. Вот поэтому некоторые
считают, что езда на велосипеде в Москве - это для безумцев. | О выборе и ценах:
Велосипеды в Москве продаются разные, но выбор не такой большой, как в
других странах. Нормальный городской велосипед можно купить тысяч за
5-10. Это вполне приемлемо, я считаю. Есть, конечно, варианты и за 100
тысяч, но это уже на любителя. Моды на велосипеды особой нет, каждый
подбирает под свой стиль, а некоторые даже сами собирают. Есть
совершенно удивительные варианты. Велосипед ведь как одежда - позволяет
подчеркнуть свою индивидуальность. В Москве пока больше обычных горных
велосипедов - их и в продаже больше, но появляются уже и красивые
городские. | Об обещаниях чиновников:
В Москве еще пару лет назад обещали поставить велостоянки в центре
города - но до сих пор их нет. Правда, появляются велодорожки в парках,
но они там и не особо нужны, если говорить о развитии городского
велодвижения. Нужно развивать инфраструктуру во всем городе, чтобы было
легче доехать на работу или учебу на велосипеде, чем в метро или по
пробкам на автомобиле. Мы этот вопрос сейчас тоже прорабатываем. Начали с
вузов - предлагаем установить велостоянки для студентов. Например, в
МИЭТе и МГТУ им. Баумана велопарковки уже есть, и студенты приезжают
каждый день на велосипеде на учебу. В МФЮА, МУГУ, МАСИ было принято
решение об их установке - велопарковки там появятся до конца июля.
Другие вузы тоже, думаю, подключатся. Это же несложно сделать. К тому же
нас поддержал Всероссийский студенческий совет. А чиновникам, мне
кажется, нужно показать, как много людей выбирают велосипед, тогда
процесс пойдет. Дмитрий Медведев в Копенгагене сказал, что хотел бы
видеть больше велосипедистов на улицах, в том числе чиновников. Осталось
только подать пример. | О стереотипах:
Есть мнение, что велосипедом можно пользоваться только летом. Я раньше
тоже так думал. Но потом увидел в финском городе Рованиеми на полярном
круге людей на велосипедах. На улице было -27 по Цельсию! Или взять
Копенгаген с Амстердамом: около 40% уличного трафика - велосипеды. И
летом, и зимой, и в дождь, и в солнце. Еще один стереотип: велосипед -
это спорт. Мало кто знает, что можно выглядеть элегантно на велосипеде.
Девушки в красивых платьях, мужчины в деловых костюмах - типичная
картина для многих велогородов. Прицепы-кабинки для детей очень
популярны во многих странах. То есть велосипед - это еще и семейный
транспорт. А как вам картина перед Рождеством: жители везут елки на
своих велосипедах? Можно привести еще множество примеров. | О европейском опыте:
В голландском Гронингене около 57% транспортных нужд жителей выполняют
велосипеды - невероятное зрелище! Нидерланды вообще в этом плане очень
продвинутая страна. Там велодорожки сделаны не только в городах, но и
между ними. Велосипед в этой небольшой стране - такая же часть культуры,
как, например, ветряные мельницы. В Париже можно взять велосипед
напрокат за 1 евро в сутки, а в Барселоне - 32 евро за пользование
системой общественных велосипедов в год! Вот такое в Москве сделать
хорошо было бы. Захотел доехать от метро "Авиамоторная" до
"Академической", подошел к специальной велопарковке, взял велосипед,
потом на такую же велопарковку на месте назначения поставил и пошел по
своим делам. Нужно куда-то еще проехать - снова на велосипед. Очень
удобная система. Я недавно в Питере был, взял велосипед на трое суток,
заплатил 1600 руб. Это больше, чем в Барселоне жители за год платят. | О прогнозах:
В Копенгагене, который активно развивает велодвижение, есть цель -
свести количество автомобилей в городе к 5% от транспортных нужд
жителей, чтобы остальное выполняли велосипеды и общественный транспорт.
Москве, конечно, такое и не снилось. Мы, если нас поддержат, лишь лет
через 10 приблизимся к их нынешним показателям. Хотя наш проект
поддержал Йенс Ворнинг Сёренсен, генеральный консул Дании в
Санкт-Петербурге, сказал, что может нас с нужными людьми познакомить во
время велопробега Санкт-Петербург - Лиссабон, так что опыт можно будет
перенимать быстрее | Личный опыт
Певец Дима Билан:
- Я катаюсь на велосипеде только для собственного
удовольствия. К сожалению, заменить им автомобиль не удается. Хотя я
столько раз об этом мечтал, стоя в пробках. Конечно, в Москве нет
условий для комфортной езды на велосипеде, но пробки в конце концов
доведут москвичей, и они начнут пересаживаться на велики. Чего я всем
желаю. Такая ежедневная зарядка сделает нас здоровее и стройнее. Да и
для экологии польза. Но даже если велопрогулки люди будут совершать
только в качестве фитнес-нагрузки, уже неплохо. Я люблю кататься по
своему району. Жаль, с моим графиком удается это нерегулярно. Меня не
тяготит внимание людей, но в этом плане велосипед - полезная вещь.
Только тебя заметили, а ты уже уехал...
Власти обещают парковки
Еще в октябре прошлого года Василий Кичеджи, глава
департамента транспорта и связи города Москвы, пообещал горожанам
поставить парковки для велосипедистов возле станций метро летом 2010
года. Но пока что их нет.
- То, что парковки появятся, - точно, - сообщили
"Неделе" в пресс-службе департамента. - Решаются организационные
моменты. Работы по установке начнутся во второй половине 2010 года.
Стоянки расположат на транспортных узлах и возле выходов из метро.
Защита от угонов пока не предусмотрена. Владелец велосипеда сам должен
будет позаботиться о его безопасности. | Источник газета "Неделя". |
|