Полярный Урал 2011 Печать
(3 голоса, среднее 5.00 из 5)
Автор: Александр Зайцев   
25.01.2012 22:02

ОТЧЕТ

о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута

3 (третьей) категории сложности

в районе Полярного Урала (Северная часть),

совершенного с 17июля по 3 августа 2011 года

группой туристов клуба «Дорога».

Маршрутная книжка № 19-11

Руководитель группы – А.Н. Зайцев                                                                                                                г. Калуга 2011 г.

 

 

  1. Справочные сведения

 

1.1 Проводящая организация

Поход организован и проведен клубом «Дорога»

1.2. Информационная карта маршрута

 

Вид

туризма

Категория

сложности

похода

Протяженность активной части

похода, км

Продолжительность

Сроки

проведения

общая

ходовых

дней

пешеходный

третья

162,1

18

12

17.07-03.08.2011

 

1.3. Район, подрайон, массив похода

Поход проведен в районе Полярного Урала (Северная часть, Республика Коми и Ямало-Ненецкий АО)

 

 

1.4. Подробная нитка маршрута

 

г. Калуга – Москва – пл. 110-й км – руч. Золотой – р. Бол. Пайпудына - р. Бол. Уса – пер. ИГАН (1 Б) – оз. Бол. Хадатаеганлор – р. Бол. Хадата – р. Гэнахадата – пер. Заозерный (н/к) – р. Сядотаяха – р. Немуръеган – пер. Безымянный (н/к) – р. Лонготъеган – пер. Лонготъеган (н/к) – р. Бол. Пайпудына – пл. 110-й км - Москва – Калуга1

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Категория

трудности

Длина препятствия

(для протяженных)

Характеристика

препятствия

Путь прохождения

(для локальных препятствий)

переправа

Н/к

0,5 б


Лев. приток р. Бол. Пайпудына, шир.15 м, ск.1,2м/с

По камням с самостраховкой альпенштоком

переправа

н/к

0,5 б


р. Бол. Пайпудына, шир.10 м, ск.1,3 м/с

По камням с самостраховкой альпенштоком

переправа

1 Б

3 б

 


Р. Бол. Уса, шир. 30 м, ск. 1,8 м/с, гл. 0,8 м

Стенкой по 6 чел., маневрируя относительно направления

переправа

1 Б

3 б

 


Пр. приток р. Бол. Уса, шир. 20м, ск. 1,9 м/с, гл. 0,8 м.

Стенкой по 4 чел., маневрируя относительно направления

перевал ИГАН

6 б


Истоки р. Бол. Уса – прав. приток р. Бол. Хадата (снежно-осыпной, крутизна до 45 град.)

Индивидуальная страховка, взаимная страховка, элементы свободного лазанья

переправа

1 А

1 б

 


Пр. приток р. Бол. Хадата, шир. 20м, ск. 1,4 м/с, гл. до 0,8 м.

Стенкой по 3 чел.

Траверс гребня

1 А

5 б


Траверс С.-В. гребня вершины 730 м массива г. Харнаурды-Кеу., дл. св. 2 км, участки снежников крутизной до 25 гр., «живые» средние осыпи, травянистые участки

По гребню с индивидуальной страховкой

переправа

Н/к

0,5 б


Прав. приток р. Бол. Хадата, шир.15 м, ск.1,1м/с

Вброд с самостраховкой альпенштоком

переправа

1 А

1 б

 


Р. Гэнахадата, шир. 30м, ск. 1,4 м/с, гл. до 0,8 м.

Стенкой по 3 чел.

Переправа

1 А

1 б

 


Р. Гэнахадата, шир. 25м, ск. 1,4 м/с, гл. до 0,8 м.

Стенкой по 3 чел.

Переправа

Н/к

0,5 б


Рр. Немуръеган, шир.35 м, ск.1,1м/с

Вброд с самостраховкой альпенштоком

Перевал Заозерный

н/к,

2 б


Прав. приток р. Немуръеган – долина р. Лонготъеган

Самостраховка альпенштоком

Растительный покров

Н/к

10 б

82 км

Участки проходятся по заброшенным вездеходным дорогам, тропам и без них.


Растительный покров

1А

6 б

 

18 км

Участки березового, ивового и ольхового криволесья и стланика


Осыпи

6 б

 

4 км

«Живые» камни ок. 1 м, участки «живых» осыпей, крутизна до 30 гр.


Болота

н/к
15 б

30 км.

Вязкие заболоченные участки в долинах Бол. Пайпудыны, Бол. Усы, Бол. Хадаты, Лонготъегана


Болота

1 А

6 б

5 км

Кочки в междуречье Бол. Пайпудыны и Бол. Усы и на плато ИГАН


 

1.5.1. Расчет категории сложности маршрута

 

КС = ЛП + ПП + (Г * А* К)

ЛП (сумма баллов за локальные препятствия) = 24 б (в зачет 20 б)

ПП (сумма баллов за протяженные препятствия) = 38 б

Г (географический показатель) = 12

А (коэффициент автономности) = 1

К (коэффициент перепада высот) = 1

Итого КС = 20 + 38 + (12 * 1 * 1) = 70, что соответствует 3 категории сложности.

Содержание отчета

2.1. Общая смысловая идея похода

 

Основная идея похода – знакомство с новым для нас регионом, его туристскими возможностями, достопримечательностями Полярного Урала. Для многих членов группы – осуществить давнюю мечту – увидеть озеро Хадата, о котором пел Арик Крупп.

Тем более, что собирались мы на Полярный Урал аж с 1996 года, и вот, наконец, вырвались.

2.2. Варианты подъезда и отъезда

Заброска к началу активной части маршрута можно осуществить двумя видами транспорта:

  • железнодорожным: эл/ поезд «Калуга – Москва» до Москвы и от Москвы и поездом «Москва – Лабытнанги» до платформы 110-й км, или до Лабытнанги, или поездом «Москва – Воркута», далее местным «бичевозом» (поездом «Воркута – Лабытнанги», а далее при наличии средств вездеходами по цене от 500 до 800 руб/км. докуда денег хватит (как в нашем случае);

  • или от Москвы до Воркуты или Салехарда самолетом, а далее тем же «бичевозом» или вездеходами.

  • Выброска с маршрута возможна вариантами, аналогичными заброске.

Все зависит от Вашего кошелька и ресурса времени.

Мы избрали вариант поездом до Лабытнанги + вездеходом до Щучьих озер (всего- то за 15000 руб.), но за день до выезда обещанный нам дешевый транспорт сломался, и мы вынуждены были действовать по ситуации, о чем будет сказано далее.

 

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Для части маршрута, пролегающей по долинам рек возможно поймать вездеход, забрасывающий очередную партию туристов на маршрут, либо выезжающий после заброски, что гораздо дешевле (возможно, что вообще бесплатно – они уже заработали на броске, т.к. деньги берут за два конца). Крайний вариант – помощь оленеводов, у которых есть рации (мобильная связь в этих местах отсутствует) и универсальный транспорт: оленьи упряжки. Еще возможно встретиться с последними геологами, но их все меньше и меньше, так как газ и нефть уже найдены и приносят кому положено огромную прибыль, а вкладываться в будущее эти люди не хотят. 

2.4. Изменения маршрута и их причины

Как было сказано выше, за день до выезда мы узнали, что обещанный нам еще весной и неоднократно подтвержденный транспорт для заброски на Щучьи озера из Лабытнанги (к началу маршрута) поломался и другого варианта за наши деньги (15 тыс. р.) нет.

  • В итоге было решено ехать до 110-го километра, а дальше действовать по обстоятельствам. На 110-м практически всегда дежурит транспорт, с вожделением ждущий туристов (500 руб/км). Наших денег хватило, чтобы дохать до Золотого ручья, а далее наш маршрут приобрел вид из пункта 1.4 данного отчета.

  • Дополнительные коррективы внесла непогода на озере Бол. Хадатеганлор (три дня шторма и отсутствие видимости, достаточной для радиальных восхождений).

2.5. График движения

Дни

пути

Дата

Участок пути

Протяж.,

Км

Чистое

ходовое

время

Определяющие препятствия на участке

Метео-

условия

1-3

17.07-19.07

Калуга-Москва-

Пл. 110-й км

 


 


4

20.07

Пл. 110-й км

руч. Золотой

35 км

2ч.16м.

ГАЗ-66

+14, п/о

 



Руч. Золотой – оз. «Восьмерка»

4,8 км

1ч.20м.

Вездеходная дорога, местами заболоченная

+16, п/о



Оз. «Восьмерка» - МН (слияние прав. и лев. стоков Бол. Пайпудыны

5,4 км

1ч.40м.

Кочкарник, легкая заболоченность, ивовый стланик, местами нартовые следы

+7, Я




10,2 км

3ч.00м.

 

 

5

21.07

МН – р. Бол. Уса – руч. Перевальный- оз. у верш. 755,0(МН)

21,6

7ч.15м.

Кочкарник, заболоченность, ивовое криволесье, стланик в междуречье Бол. Пайпудыны и Бол. Усы

У:+8, Я

 

Д: +8, П, дождь, ветер 7-10 м/с.

 

В:+4,п/о




21,6

7ч.15м.

 

 

6

22.07

(МН) – брод Бол. Уса –пер. ИГАН –

МН

7,5

7,4

2,6

2ч.54м.

3ч.05м.

2ч.50м.

Заболоченный берег,

переправа через Б. Усу стенкой (1Б), переправа через прав. пр. Бол. Усы стенкой (1Б), пер. ИГАН (снежно-осыпной, 1Б-2А)

 

У:+10,Я

Д:+18,Я

В:+14.Я



 

17,5

8ч.49м.

 

 

7

23.07

МН – оз. Бол. Хадатаеганлор

4,8

2ч.47м.

Осыпи 1А

У:+8,П, дождь

Д:+12,П

В:+8,П




4,8

2ч.47м.

 

 

8

24.07-

Дневка

 


 

+6-8, дождь, ветер 8-12 м/с.

9

25.07

Дневка

 

 

 

+6-8, дождь, ветер 8-12 м/с.

10

26.07

Оз. Бол. Хадатаеганлор –

р. Гэнахадата

13,2

4ч.20м.

Зарастающая нартовая дорога заболоченность, кочкарник, участки ивового и ольхового криволесья.

+12-14, П




13,2

4ч.20м

 

 

11

27.07

Место ночлега(МН) –

Р. Гэнахадата – пер. Заозерный (н/к) – р. Сядотаяха- руч. Короткий

22,8

6ч. 24м.

Вездеходка, местами заболоченная, 2 брода через Гэнахадату (1А) стенкой по 3-4 человека

У:+14,Я

Д:+8,П,

дождь, ветер 7-10 м/с

В:+2,Я




22,8

6ч.24м.

 

 

12

28.07

МН – р. Немуръеган – пер. Безымянный(н/к) – р. Лонготъеган – руч. Промежуточный

21,6

7ч.53м.

Вездеходная дорога брод через Немуръеган (н/к – 1А), пер. (н/к), брод через Лонготъеган (н/к)

У:+8,Я

Д:+16,Я

В:+5,Я




21,6

7ч.53м.

 

 

13

29.07

МН – руч. Перевальный – пер. Лонготъеган – р. Бол. Пайпудына

33,6

8ч.15м.

Вездеходная дорога, пер. Лонготъеган (н/к), переправа через руч. Золотой (н/к)

У:+12,Я

Д:+16,Я

В:+5, Я




33,6

8ч.15м.

 

 

14

30.07

МН – руч. Звенящий

16,8

3ч.45м.

Брод через Бол. Пайпудыну (н/к)

+16,Я



Руч. Звенящий –пл. 110-й км

18,2

50м.

ГАЗ – 66.

 

15-18

31.07-3.08

Пл. 110-км –Лабытнанги - Салехард- Лабытнанги – Москва - Калуга

 


 

 



Итого:

162,1 км

55ч.28м.

 


 

 

2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

 

День 1, 17 июля.

До поезда «Москва – Лабытнанги» нас доставила комфортабельная «ГАЗель» наших друзей из поселка Октябрьский. Так что не было проблем с пересадками с электричек на метро и прочего геморроя с полностью загруженными рюкзаками. Мы были рады покинуть нашу июльскую жару и оказаться в незнакомом нам мире Полярного Урала.

День 2-й, 18 июля.

Обычное поездное житье: чаи, игры, гитара, прогулки по северным станциям на стоянках, дегустация местного мороженного и напитков и большое ожидание…

День 3-й, 19 июля.

Уже с утра погода начала приобретать северные черты: пасмурно, прохладно, немного ветрено, в общем, после нашей жары приятно. Правда, когда за одну остановку до выхода мы увидели на нашей железнодорожной насыпи не растаявший снежник, а рядом железнодорожных рабочих в ватниках и накомарниках, на наших лицах появились труднопередаваемые словами выражения. В поезде

В 14.45 по Москве (в 16.45 по местному) времени мы десантировались на платформе 110-й километр (пос. Полярный). Холодный ветер и моросящий дождь сразу дали нам понять, где мы находимся. Картину довершил вид умершего поселка. До 2004 года Полярный был нормальным населенным пунктом с развитой инфраструктурой: магазины, школа, детский сад, поликлиника, администрация и т.п. Одна беда: поселкообразующее предприятие – Харбейский рудник – закрыли. И все быстро рухнуло. Сегодня в поселке никто постоянно не живет. Есть умирающая геологоразведочная контора и вагончик, где базируются колымщики по извозу туристов.

К ним-то мы и направились. В это время они как раз ремонтировали ГАЗ-66 (меняли двигатель). Узнав стоимость 1 км заброски (500 руб.), мы поняли, что на наши деньги мы можем доехать только до Золотого ручья, на чем и сторговались. Машину обещали починить к завтрашнему обеду, что нас вполне в данной ситуации устраивало. Нам посоветовали устроиться на ночлег за железной дорогой на небольшом озерце неподалеку от реки Собь. Дров там мало, поэтому на дрова идут останки строений поселка (лет на 20 еще хватит). У озерца есть небольшие заросли ивняка, немного закрывающие от постоянно дующего ветра. Попытки поймать рыбу в Соби к успеху не привели. Как потом выяснилось, рыбу в Соби местные ловят в районе ж/д. моста (что от нашего озера почти в 2-х километрах). Ночевка с видом заснеженного массива горы Райиз всех впечатлила и настроила на серьезный лад.

В поезде

 

День 4-й, 20 июля. (Первый ходовой день) День первого хариуса.

 

Жить мы решили по московскому времени, так как день все равно полярный. В 11 часов к нашему озеру подкатил 66-й, и мы загрузились в него. К нам «на хвост» упали четыре московских водника, что уменьшило комфорт, но и сократило наши расходы на 3000 рублей (до 17 вместо 20). После двух с лишним часов жуткой тряски (дорога на Харбей разбита, и не сохранилось ни одного моста – куча бродов) мы, наконец-то, покинули борт 66-го и начали нашу пешую часть. 

В поезде


Движемся по вездеходной дороге, местами подзаболоченной. Не очень быстро, ведь пока полная загрузка, пока втянешся. По пути нас обгоняют два вездехода с геологами, как они сказали, одними из последних романтиков. Через 1 час 20 минут дошли до озера, называемого местными «Восьмерка», где встали на обед. По словам местных, рыбы в озере нет. Но мы все же сделали несколько забросов – и вот он – первый красавец хариус.

В поезде

Первый хариус.

В общем, на обед у нас к обычному рациону были четыре рыбки. Очень нам понравилось, даже детям, которые рыбу не едят в обычной жизни. После этого наши рыбаки не пропускали ни одну лужу. После обеда мы прошли немного по вездеходке, которая вскоре ушла на Лонготъеган, а мы пошли берегом Большой Пайпудыны. На карте показана дорога, в реальности ее уже нет, лишь местами просматриваются следы нарт. На ночлег встали на удобном плоском островке в месте слияния Бол. Пайпудыны с ее правым притоком.

В поездеИ дров, и места достаточно


Во многих отчетах красной нитью проходит информация, что мест для ночлега удобных очень мало, а мест с дровами практически вообще нет. Причем отчеты довольно-таки серьезные, опытных туристов. Может, в их представлении хорошее место – это идеально ровная площадка, защищенная от ветра и под рукой строевой лес. Не знаю, но проблем с местами для ночлега (а у нас было три палатки) и с дровами у нас не было и в дальнейшем. Практически везде есть кустарник (ивняк, березняк, ольшаник), местами выше роста с обилием сухих веток и стволов, даже под перевалами, по крайней мере в азиатской части Полярного Урала. Единственные места, где дров маловато – это места возле стойбищ оленеводов. Вечер был тихий, небо ясное, и прохладно - градусов 5-6.

В поезде

За день пройдено 10,2 км.

День 5-й, 21 июля. День болот.

Утро было солнечным, но температура около нуля.

В поездеСолнечное утро.

Правда, пока мы позавтракали и собрались, небо затянуло облаками, и пошел мелкий (а временами и не очень мелкий) дождь, который сопровождал нас весь этот день. Судя по отчетам, это и была настоящая полярноуральская погода. К счастью, это не подтвердилось на нашем маршруте. А пока мы месили заболоченные и заросшие ивовым стлаником берега правого притока Бол. Пайпудыны и Большой Усы.

В поездеНетипичная погода

 

Появились комары и мошка. Ветра практически не было, и вся эта гадость собиралась на идущем первым, пришлось даже пару раз надевать накомарники. Опять же, к счастью такого больше не было, и накомарники проездили в рюкзаках до конца похода. Как выяснилось в последствии из разговоров с оленеводами, это и прошлое лето были очень холодными, поэтому-то и очень мало было насекомых (комаров, мошки и слепней), к немалой радости тех же оленеводов, да и нас. Дождь не прекращался, и обедали мы под тентом на берегу небольшого озерца под северной вершиной горы Пайпудына. Рыбы в этот раз не поймали, что очень огорчило младшую группу рыбаков. Дождь продолжался и после обеда. Движемся по заболоченному левому берегу Большой Усы, постоянно преодолевая мелкие и не очень броды впадающих ручьев. Местами пейзаж становится совсем уж заполярным: мрачные скалы, снежники прямо на берегу, ревущая река.

В поездеНа берегу Б. Усы.

В голову лезут невеселые мысли: нам же ее завтра вброд переходить…

Чуть выше ручья Перевального река падает вниз узким водопадом, а потом снова возникает во всей своей силе и жуткой красе. На ночь становимся на склоне над озерком у западного подножья горы 755,0. Рыбы в озере не поймали, хотя чаек над ним было много, шумных и драчливых. Впервые готовили на газу, но не потому что дров не было. А потому что дождь и ветер, а вот тент поставить было очень неудобно. Да и сил уже в этот день не было.


За день пройдено 21,6 км.

 

День 6-й, 22 июля. День бродов.

Утро было тихим, солнечным и теплым, видимо в компенсацию за предыдущий день. +10.

В поездеОчередное тихое утро.


Позавтракав и собравшись, мы вышли в путь. Несколько мелких бродов через притоки, и мы вышли к прижиму на левом берегу. Первый серьезный брод на правый берег Большой Усы. Первый поток шириной около 20 м выше колена, небольшой островок, второй поток около 20 м выше колена (оба 1Б), потом еще один помельче и берег. Проходили двумя стенками по 6 человек.

В поезде

К обеду подошли к еще одному броду правого притока Б. Усы, вытекающему из мощного снежника. Пока обедали пытались найти наиболее оптимальное место для брода. Самое оптимальное оказалось возле обеда. Опять переходим стенкой по 3-4 человека (больше нельзя поставить из-за профиля дна). Поток очень мощный: легких детей отрывало от дна, но они были в середине стенки. К 9 часам вечера (хотя, понятие вечера при полярном дне относительное) вышли на плато ИГАН. Не совсем привычная картина: на высокогорном плато – болота, кочкарник.

 

 

В поездеНа плато ИГАН.

Видели очень интересное явление: ручей, вытекающий из-под вершины горы Харнаурды-Кеу, раздваивается, и один поток становится истоком Большой Усы (и течет в Европу), а второй поток становится истоком реки Гэнахадата (и течет в Азию). На карте же показан ручей, становящийся истоком Гэнахадаты. У тура на перевале куча аккумуляторов, всякого железа, останки печки – все, что осталось от метеостанции Хадата.


В поезде На перевале ИГАН

Сняли записку группы тульского турклуба от 18 июля 2009 года. Не часто здесь ходят туристы – это вам не Хибины!

В поездеВнизу – долгожданная Хадата.

Спуск с перевала оказался достаточно сложным (подыматься было бы гораздо проще – мы так изначально и планировали – да и рюкзаки были бы полегче). Сначала траверс снежника (крутизна снежника до 20 градусов, местами снег, переходящий в лед). Далее спуск по кулуару с живыми камнями и снежниками около трехсот метров, местами крутизна достигала 45 градусов.

В поездеЧестно говоря, тут было не до съемок

На отдельных участках приходилось передавать рюкзаки, прибегать к свободному лазанию. Мне кажется, сложность 1Б слегка занижена. Спуск до первой полочки, где оказалось возможно поставить лагерь (ровно три малюсенькие площадки под палатки, дрова и ручей) занял три часа и отнял массу физических сил и психического напряжения. Тихая белая ночь или полярный день (как правильнее?), ясное небо и +12.

 

За день пройдено 17,5 км.

 

День 7-й, 23 июля. День встречи с Хадатой.

Хотя заголовок не совсем верный – Хадату (точнее, ее небольшую часть) мы уже видели с перевала. Но встреча с ней была еще впереди.

Проснулись мы от стука дождя по палатке. Видимости не было никакой. Но пока мы завтракали и собирались, облачность немного раздуло. Дорогу нам преградил ручей, вытекающий из «циркового» озера. Еще вчера сверху нам показалась очень странной вода в ручье: какая-то уж очень белая. Все оказалось проще – бешенное течение перемешивает воду с воздухом и дает эффект «молочности». О броде можно было даже не мечтать. Но в 150 метрах выше поток перекрывал мощный снежный мост, которым мы и воспользовались, организовав для страховки перила.

В поездеПо снежному мосту.

После переправы мы стали спускаться левым берегом ручья по осыпям, мелким снежникам и большим живым «чемоданам». Внезапно началась сильная гроза. Мы укрылись тентом и в течение 40 минут гадали: доживем ли мы до Хадаты?. Гроза так же внезапно прекратилась, но спуск по мокрым камням и кустам нам осложнила. Те не менее через два часа мы уже были на берегу долгожданного озера. Было тихо и пасмурно, и поэтому мы не стали не стали искать защиту от несуществующих пока ветров, а встали на ровной площадке у самого озера рядом с небольшим ручейком примерно в 1,5 км от западной оконечности Бол. Хадаты на южном берегу озера. Дров неподалеку на склоне было предостаточно. Мы разбили лагерь, рыбаки начали промысел прямо около палаток, потом ушли к истокам реки Бол. Хадата.

В поездеОдин из красавцев-хариусов.

Улов не заставил долго ждать: несколько гольцов и хариусов они нам принесли. Наесться хватило. Но их аппетитам не было предела. К ночи облака поднялись, и мы, наконец-то увидели все озеро в окружении альпийских вершин.

В поезде

 

За день пройдено 4,8 км.

 

День 8-й, 24 июля, дневка. День оленины.

 

Утром мы проснулись от порывов ветра и стука капель дождя по тенту палатки (надо сказать, что эти звуки станут постоянными для наших дней на Хадате). Порывы ветра были достаточно сильны, так, что палатки порой прижимало к земле, но надо отдать должное снаряжению: все выстояло, в отличие от питерской группы, стоявшей в укрытии ольховой рощи – у них палатки сдуло. И все же нам пришлось ставить тент от ветра и дождя (больше от ветра) практически на голом месте, чтобы можно было готовить еду. Хотя расход дров из-за выдувания был колоссальный. Видимости окрестных гор не было никакой, о радиалках не могло быть и речи, и мы реши устроить день местной кулинарии.

Часть группы пошла на рыбалку, а часть отправилась к ближайшим (около 7 км включая брод через Бол. Хадату (1А)) чумам оленеводов, чтобы отдать им фото группы Пальмина двухлетней давности, который снимал эту семью, и закупить оленины, которой никто из нас еще ни разу не пробовал.

В поездеВ гостях у оленеводов-ханты

В поезде  Катание на оленях с пользой (брод)

Рыбаки через два часа вернулись с уловом, а к вечеру вернулись и добытчики оленины. Ужин был знатным: запеченный в фольге хариус и голец и тушеная оленина.

В поездеУлов на двоих

В поезде

В поездеБез комментариев

Я никогда не думал, что десятилетние дети могут столько съесть! Хотя с полным каном оленины они все же не справились, и утром счастливчикам, вставшим первыми, досталось оленье заливное (пишу, а слюни текут ручьем от реальности вкусовых ощущений – вкуснее и нежнее мяса никто из нас никогда до этого не ел). Кстати, цена вполне приемлемая: 150 рублей за кило (сравните с ценой на старую коровятину в наших магазинах!). Ветер стих только ночью, чтобы с утра напасть на нас с новой силой. Скорее всего, этому способствует направленность озерной долины с запада на восток – ветра были все время с запада.

 

День 9-й, 25 июля, дневка. Рыбный день.

 

Утро выдалось ничем не отличающимся от предыдущего, разве что ветер был посильнее. Все то же отсутствие видимости, дождь, холод. Идти в горы нельзя. Раз так, то рыбы половить. Ловить пробовали все, даже те, кто удочку видел впервые, и у всех получалось.

В общем, улов был такой, что не знали, что с ни делать: солили отдельно хариуса, отдельно гольца; отдельно запекали в фольге, отдельно жарили. В довершении всего сделали уху из отборного гольца (а это красная рыба). День был посвящен рабству желудка и ожиданию погоды.

В поезде

 Хошь тебе красной, хошь белой.  

В поезде Ну, а это самое вкусное мясо на свете.

 

День 10-й, 26 июля. День Джона Сильвера.

 

Очередное утро не принесло никаких просветов над приозерными горами, зато в долине реки Большая Хадата были видны солнечные склоны гор, голубое небо, и было принято решение: не ждать у моря (т.е. у Хадаты) погоды, а двигаться в обратный (время уже подошло) путь. Съев напоследок гольцовой ухи и попрощавшись с Хадатой (озером), мы отправились правым берегом реки Бол. Хадата в обратный путь. Отсутствие каких-либо троп (кроме местами оленьих), заросли ивняка и ольшаника, заболоченность, большие и малые броды – уже привычная нам дорога. Напротив впадения в Бол. Хадату р. Воргашор (где стоят уже знакомые нам оленеводы) руководитель группы практически на ровном месте умудрился подвернуть ногу, да так, что еле мог ковылять. В результате скорость движения группы упала до 2,5 – 3 км/час, даже при небольшой разгрузке травмированного, от которой он всячески отказывался. Тем не менее, даже при такой скорости группа дошла до слияния Бол. Хадаты с Гэнахадатой. Кстати, дорога, показанная на карте от впадения Воргашора правым берегом Большой Хадаты отсутствует, есть только отдельные следы нарт, а вездеходная дорога появляется только у слияния. Место идеальное: заросли ивняка и ольшаника защищают от ветров, дров море, ровное место, рядом вода.

 

За день пройдено 13,2 км.

 

День 11-й, 27 июля. Олений день.

 

На утро выяснилось, что лапа (иначе не скажешь) у руководителя опухла, посинела, и что он вряд ли сможет быть чем-то полезен группе. Пришлось его разгрузить до ноля, чтобы он хоть как-то мог ковылять к выходу с маршрута (ведь обратные билеты куплены заранее). Попытка вручить ему костыль не увенчалась успехом: с костылем можно было только фотографироваться, а вот идти – нет.

В поездеНу чем ни Джон Сильвер!

В итоге была выработана стратегия движения группы: руководитель идет в своем темпе (медленно, без привалов), группа чуть быстрее (с привалами). Иногда они встречаются (как правило, на переправах). Опять же о карте: дорога показана левым (орог.) берегом Гэнахадаты, на самом деле она сначала (неподалеку от слияния) переходит на правый берег, а через 2 км снова на левый. Обе переправы по сложности 1А. После второй мы повстречали группу велосипедистов из Уфы в количестве 2-х человек, которые направлялись к Щучьим озерам.

Переправившись в очередной раз через Генахадату и уйдя в долину ручья Каскадного, мы были застигнуты на дороге стадом оленей, перегоняемых на новое пастбище ближе к югу.

В поезде

Полюбовавшись этим зрелищем, мы двинулись дальше. Вскоре в районе первого озера в верховьях Каскадного мы догнали оленеводов. К этому моменту (а прошло не более 1 часа) они уже разбили лагерь (поставили два чума) и отправили оленей пастись. Утренняя погода (теплая и солнечная) к этому времени закончилась, и к нашему обеду сразу за перевалом на озере Бол. Сядотаяха задул сильный ветер и пошел мелкий противный дождь. Пришлось готовить под тентом на газу (всего во второй раз за поход – так что не так-то и нужен газ – так, на крайняк). После обеда наш путь пролегал по долине реки Сядотаяха до места ночлега при впадении в нее ручья Короткий. Напротив нас белели чумы оленеводов (как только мы стали лагерем, один из них подошел к нам в оленьих рукавичках и спросил, почему мы мерзнем). Ночью были очередные легкие заморозки ( до -1).

 

За день пройдено (несмотря на травму руководителя) 22,8 км.

День 12-й, 28 июля. День оленьей шкуры и блинов.

Утро было тихим и теплым. Сделав одну ходку и переправившись через Немуръеган, мы пошли по дороге, которой нет на карте, на перевал (н/к). спустившись с которого мы встали на обед. Тепло (+16), дрова, вода, жутко красиво вокруг. Вокруг белеют чумы оленеводов, мы движемся вдоль Лонготъегана по вездеходке, переправляемся напротив ручья Промежуточного у очередного стойбища оленеводов. Заходим к ним в гости. Они нас встречают в национальных костюмах (а мы не взяли фотоаппараты), мы покупаем у них очередную порцию оленины, а также оленьи шкуры по 1000 руб. Ночлег на ручье Промежуточном: есть дрова, вода и ровные площадки для палаток. По случаю удачной «охоты» делаем к ужину еще и блины, которые удалось съесть только на завтрак. Ясно,

тихо, +5.

В поездеБлинчики!!!

В поездеТрофей – оленья шкура.

За день пройдено 21,6 км.

 

 

День 13-й, 29 июля. День дороги.

 

С утра было тепло (+12), так что некоторые члены группы даже вымыли головы. А потом была утомительная дорога среди красивейших пейзажей. Перевал Лонготъеган (н/к), спуск к уже знакомому нам озеру «Восьмерка», где расположилась на отдых группа школьников из Воркуты, приехавшая туда на «нашем» 66-м. Во время нашего и их обедов прошли соревнования по рыбной ловле, закончившиеся со счетом 2:2 (по два хариуса). Оставив школьников отдыхать на озере, мы двинулись дальше по дороге, т.к. времени оставалось мало, а идти до 110-го было еще много. На ночлег встали у брода через Бол. Пайпудыну. Есть дрова, места под палатки и вода. За один переход до ночевки подходил очередной оленевод с окровавленными руками с предложениями мяса. Мы вежливо отказали, сославшись на запасы.

В поездеДолгая нудная дорога

 

За день пройдено 33,6 км. (Кстати, руководитель шел уже почти с полным рюкзаком)

 

День 14-й, 30 июля. День 66-го.

 

Утро выдалось ясным, достаточно теплым (около +10) и ветреным (7-10 м/с). Но перспектива пройти по утомительной дороге 36 км до Полярного (пл. 110-й км) никого не радовала. Правда, была надежда на 66-й, но наших оставшихся денег хватило бы только на 18 км. Решили идти до упора, тем более, что накануне прошли 33 км – так что плюс-минус 3 км нас не пугали. Перейдя вброд Большую Пайпудыну, мы двинулись по дороге под порывистыми ударами западного ветра. В полдень встали на обед у дороги на ручье Звенящем. После обеда нас ждали оставшиеся 18 км пути. И о, чудо! Как только мы вышли с обеда на дорогу, увидели впереди клубы пыли: это был уже знакомый нам 66-й с водителем Александром Николаевичем. Он облегчил нашу дорогу на ненужные нам 18 км и 9 тысяч рублей (жалко, но пилить по дороге уже надоело). Меньше, чем за час он домчал нас до уже знакомого нам озерка, где мы и расположились лагерем. В этот день как нельзя кстати в 7 часов вечера проезжал вагон-магазин, что позволило нам накупить разных вкусняшек (соков, печенья, шоколада, конфет, кофе и т.п. радостей). Некоторые отважились посетить баню у геологов. В общем, вернулись в цивилизацию. Вечером праздничный ужин и традиционный «всехний» концерт завершили предпоследний день предпоследнего месяца лета.

В поезде

За день пройдено 16,8 км.

 

День 15-й, 31 июля. День Салехарда.

 

Утро выдалось опять же теплым и солнечным, и та часть, которая проигнорировала местную баню, устроила помойку под палаточным тентом. К окончанию этой процедуры погода начала портиться, небо затянуло, и пошел мелкий противный дождь. Наступила осень. Так как наш поезд должен быть только завтра утром, а мокнуть до утра никому уже не хотелось, было принято решение совершить экскурсионный вояж в Лабытнанги и Салехард. Мы сели на наш поезд (которым завтра ехать обратно) и доехали до Лабытнанги. Пока ехали, выяснили, что поскольку нам ехать обратно в нем же, можно переночевать уже на своих «завтрашних» местах. Это удобно, хотя и дорого – 350 руб./чел. (За комфорт надо платить!). Оставив вещи в вагоне, мы отправились под мелким противным дождем в Салехард. Время было позднее, да к тому же еще и воскресенье – маршрутки уже не ходили, - мы воспользовались услугами местных таксистов за 50 р. С человека доставивших нас до парома через Обь. Для пешеходов паром бесплатный (так странно для этих мест, где за все берут бешеные деньги!). Оказалось, что и на том берегу Оби есть транспортные проблемы: до Салехарда около 10 км. К счастью, нам подвернулась грузопассажирская ГАЗель со словоохотливым хозяином, который сделал нам обзорную экскурсию по Салехарду и помог найти в 11-м часу ночи относительно недорогое кафе (по 200 руб. с чел.), где мы смогли поужинать, после чего все на той же ГАЗели мы успели на последний паром в Лабытнанги, посетили ночной магазин, где закупились на обратную дорогу, и вернулись на вокзал. Вся эта поездка на ГАЗели нам обошлась по 200 рублей с человека. Салехард нам понравился – красивый, современный город, но погода не позволила в полной мере насладиться этой красотой.

В поезде

В поезде

В Лабытнанги мы столкнулись с проблемой отметки в МК – на вокзале печать нам отказались поставить, сославшись на какое-то распоряжение (с этим мы столкнулись и в сентябре во время крымского похода в Севастополе и в Туле – печати нам не поставили).

Выручила родная милиция-полиция: в наших рядах был ее представитель, который воспользовался служебным положением и поставил печати в местном отделении. Но это было уже на следующее утро перед самым отправлением.

 

День 16-18-й, 1 – 3 августа. Домой!!!

 

Уезжали мы из Калуги в жару, а обратно привезли северный дождь и прохладу.

2.7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

 

Наиболее опасными и самыми часто встречаемыми являются переправы: вода в реках может быстро подняться из-за дождей. Даже в нашу достаточно сухую погоду практически все переправы были выше колена с мощным течением: мало н/к, большая часть категорийные. Резкое изменение погоды, грозы также представляют реальную опасность. В долинах рек можно встретить медведей.

2.8. Перечень наиболее интересных объектов на маршруте

 

Горно-Хадатинский массив – наиболее красивый участок северной части Полярного Урала с красивейшим озером Хадатаеганлор и альпийскими вершинами вокруг. Заказник начинается ниже по течению р. Бол. Хадата (там разводят овцебыков), так что егерей мы не видели.

Рыбалка – хариус, голец очень вкусное дополнение к походному рациону.

Знакомство с бытом оленеводов – в долинах больших рек (Бол. Пайпудыны, Бол. Хадаты, Сядотаяхи, Немуръегана, Лонготъегана) их встречается много. Причем оленеводы – ханты менее разговорчивы, менее цивилизованы, живут еще в 19-м веке. А вот оленеводы-коми более общительны, православные, имеют современные средства связи, телевизоры, чумы у них двухслойные, отапливаются угольными печками (у хантов чумы топятся по-черному), есть вездеходная техника. Хотя они предпочитают передвигаться на оленях.

Салехард – красивый быстроразвивающийся город.

Самое красивое и интересное – сама северная природа.

  2.9. Дополнительные сведении о походе.

Готовясь к походу на Полярный Урал, следует очень тщательно подходить к подготовке личного снаряжения. Все вещи должны быть упакованы герметично (дожди и переправы),


необходимо продумать одежду, позволяющую комфортно чувствовать себя в непогоду (лучше одежда с мембраной). Из ходовой обуви на наш взгляд надо иметь трекинговые ботинки (для ходьбы по камням) и сапоги типа болотных или от химзащиты (возможен вариант, который использовали мы: обычные высокие сапоги, к голенищам которых приклеиваются высокие (как у болотников) легкие голенища из непромокаемой ткани. Также мы пробовали надевать сверху на сапоги непромокаемые штаны и фиксировать их к голенищам сапог скотчем – тоже вариант. Вместо альпенштоков (которых сделать там не из чего) возможно использование трекинговых палок. Накомарники и репелленты также могут пригодиться (нам просто повезло с погодой – было холодное лето). Лагерные тенты не всегда и не везде можно поставить (сильные ветра и отсутствие высоких деревьев), поэтому лучше иметь палатки конструкции такой, где сначала ставиться тент, а к нему крепится палатка: можно ставиться с сворачиваться под дождем, готовить еду на горелке. Так же на маршруте можно пополнять рацион за счет рыбы (даже неопытным рыбакам, взявшим удочки в руки впервые, удавалось наловить достаточно рыбы) и оленины (при наличии денег), ягод и грибов (но мы были для ягод рановато – только в последние дни появилась первая голубика).

2.10. Стоимость питания, проживания, средств передвижения.

Продукты обошлись нам где-то в 120 рублей с человека в день, при чем мы давно уже не пользуемся тушенкой, а сушим мясо из фарша, который делаем тоже сами, так что качество гарантировано. Чуть дороже, чем плохая тушенка, но легче в 4 раза, и тара легко утилизируется. А в остальном, возможно за исключением сахарозаменителя вместо сахара, раскладка более-менее традиционная. Включая сухари и свежий картофель для супов (по 4 шт. на человека) вышло по 640 г на человека в день вместе с тарой.

Особо нестандартного снаряжения, кроме описанного выше, у нас не было.

Стоимость проезда от Клуба до Ярославского вокзала Москвы составила 330 руб. с человека от места до места на ГАЗели из поселка Октябрьский (цена очень договорная, по знакомству). Коммерческий транспорт такого же класса до Москвы стоит от 8 до 10 тысяч. Поезд «Москва – Лабытнанги», несмотря на северное направление, стоил с самым высоким летним коэффициентом 2708,9 руб. Обратно столько же. Электричка – 305,6 руб.

Стоимость заброски на месте колеблется от 500 до 800 руб./км. Хотя уже почти построена трасса «Воркута – Карская губа», и группа В.П. Пальмина возвращалась с Карского моря на попутках со скоростью 90 км/ч. бесплатно. Надеюсь, в следующий раз мы воспользуемся этим вариантом заброски хотя бы в один конец.

На ночлег мы устроились в «своем» же поезде за 350 руб. с человека – дорого, но искать чего-то еще не было ни времени, ни сил. Можно было переночевать бесплатно на вокзале в Лабытнанги, но слишком много вокруг ходит народу зэкообразго типа.

 2.11. Итоги, выводы, рекомендации.

В целом, маршрут в том виде, который у нас получился в конечном итоге, нам понравился, невзирая на дороговизну заброски. Очень красивые места, хочется вернуться еще. Группам, планирующим маршруты в этих местах, нужно тщательней подходить к вопросам заброски, иметь запасные варианты и деньги в резерве. Хорошо иметь резервные дни на непогоду. Можно воспользоваться ночными часами для хождения, т.к. ночи белые, и даже сумерки очень условные (только в пасмурную погоду). Все остальные рекомендации были описаны выше.

Желаем всем удачи в освоении своего Севера!

Расширения для Joomla

blog comments powered by Disqus