Похожие материалы

Десятидневное покорение "Кукаса" PDF Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Автор: алексей
21.10.2008 06:33

Десятидневное покорение "Кукаса"

Дата: 03-13 июля 2005 г.

Автор: Алексей Шугаев (Калуга)

Фото здесь.

Состав команды: Омельков Ю.В. (Москва), Шугаев А.Н. (Калуга)

Маршрут похода: Лоухи - Зашеек - оз. Кукас - Зеленоборский
Озера: Пяозеро - Кундозеро - Кукас - Челозеро - Нотозеро - оз. Лопское - оз. Пажма - оз. Беличье - Ковдозеро

Автор на берегу Пяозеро

Впервые я попал в Карелию в 1976 году, с тех пор постоянно тянет в эту красоту, как перелетных птиц на Родину. От туристов неоднократно слышал о поразительной красоте оз. Кукас, и вот, наконец, свершилось!

Мой напарник Юрий сказал однозначно "Кукас". И никакие доводы по поводу нехватки времени на него не действовали. "Я согласен идти по ночам" - сказал напарник, благо ночи в это время действительно белые.

Взяли билеты. 2 июля в 0.30 сели в скорый 016 Москва - Мурманск, и, попрощавшись с Ленинградским поехали в Карелию. 3 июля в 2:52 по ночи мы стояли уже на платформе Лоухи, стуча зубами и судорожно одевая теплые куртки. Из t +25 в Москве мы попали в t +2 - и это июль месяц!

Когда дрожь успокоилась, и мы смогли говорить без заикания, стали договариваться с местными "извозчиками" которых на вокзале было видимо - не - видимо. Нам было предложено три варианта заброски:

Прямо на Кукас - стоимость 6.000 рублей;
До Зашейка - 2000 рублей;
До Нольозера - 2.500 - 3.000 рублей.

Разложили карты, атласы, подсчитали денежки и решили - Зашеек!

На УАЗ - буханке - местный "Шумахер" - Александр Полиэктов (дом. 8-814 395 12 73, сот. 9-921 221 57 96) мигом домчал нас практически по бездорожью - горы, серпантины - болота до Зашейка. Из Лоухи мы выехали в 3.30, а приехали в 7.00 - т.е. за 3,5 часа мы преодолели где-то 115 километров по дороге больше напоминающей автополигон для испытания техники. Мой напарник Юра, привыкший к тишине и комфорту своей машины, мчащейся по ровному асфальту со скоростью 150/180 км/ч. буквально побелел после первых 30-40 километров, остальной путь он проехал с закрытыми глазами и стиснутыми зубами. Зато наш водила Александр успокоил - дескать, это хорошая дорога - есть еще хуже. Попрощавшись с ним и договорившись, что он нас заберет через 10 дней, здесь же мы осмотрелись.

Зашеек - это деревня с десяток домов в основном используемых летом в качестве дачи. Есть электричество, деревня расположена на берегу красивого - Пяозеро. Утро, солнце уже высоко, штиль, прозрачная голубая вода и такое же голубое, без единого облачка небо, желтый песок, изумрудно-зеленые сосны и воздух с запахом багульника, вереска, сосновой смолы и … тишина. От обилия кислорода немного кружится голова. Закуриваю. Кручу головой направо-налево, просто "обалдеваешь" от этой красоты ЛЕПОТА! Подхожу к куче рюкзаков, и что я вижу? Мой напарник москвич Юра уже "обалдев" от красот северной природы, мирно спит в вещах, тихонечко посапывая от избытка кислорода. Для него это вторая Карелия, я решил его не будить, по опыту знаю - больше 10-15 минут не пройдет - все равно проснется.

Начинаю неспеша собирать байдарку, мачты, паруса. Я как в воду глядел - минут через 10 вскакивает Юрка: прыгает, хлопает себя, ругается, ну думаю пора переходить к ритуалу.

Достали ДЭТУ - умылись, как следует, и все стало на свои места. Да, за красоты природы приходиться платить, причем собственной кровью. Комаров и мошки хоть отбавляй. Для новичков хочу сообщить: каких только мазей, лосьонов, спрэев, эмульсий я не перепробовал за эти 30 лет, но лучше ДЭТЫ - ничего нет.

ДЭТА - это диэтилтолуамид, иногда на упаковке указывают % концентрацию 20-30%, для детей она меньше это БЭБИ-ДЭТА, есть Москитол - неплохой спрэй, но должно быть содержание в нем ДЭТЫ не меньше 20%. Лучше использовать ДЭТУ в виде эмульсии или аэрозоля их удобнее наносить на кожу, одежду.

Разобравшись с комарами, позавтракали, не разводя, костра, махнули по чарке, угостили бога воды, и где-то в 11.30 начали мерить веслом Пяозеро, вскоре по проливчику мы попали в Кундозеро. Более неприглядной картины в Карелии я не видел. Собственно Кундозеро - представляет собой затопленный лес, кругом торчат сухие макушки деревьев. Блеснить нельзя.

На камушках правого берега у нас был шикарный обед с огурчиками- помидорчиками, колбаской.

Вечером где-то в 18.00 мы остановились на островке на ночевку. Ну а так как в поезде мы не спали, то часов в 20.00 мы уже смотрели первые карельские сны.

Важное дополнение к первому дню. Когда мы попытались дозвониться по сотовому своим домашним, у нас ничего не вышло, связь есть только в Лоухах в пределах 20-25 км, и только "Мегафон", поэтому мы из Зашейка отзвонились по спутниковому телефону - который не подводил нас во время всего путешествия.

4 июля - Что может быть лучше, чем сон на свежем воздухе? Тем более после душной, смоговой Москвы, так что спали мы до обеда, где-то 18 часов. Быстренько позавтракав (пообедав?) пошли к месту волока на Кукас. На берегу видно деревянную огромную указательную стрелку, и натоптанную тропу.

Ориентировались мы двумя способами, я по старинке - по карте, Юра - строго по "GPS". Бывали, конечно, курьезы - то я попутаю, то прибор показывает сушу, когда вокруг на километры вода, все зависит от точности карты "забитой" в навигатор.

Примерно посередине волока - небольшое озеро Шуоярви. Волок тяжелый, нам пришлось делать четыре ходки через горки и болотца.

Нужно было видеть со стороны, как двое бородатых мужиков, держа перевернутую таймень-3 на головах, пытались вскарабкаться на почти вертикальную горку. Шестиметровая Байда никак не хотела протискиваться между деревьев, и если бы не помощь, "какой то матери", не взяли бы мы эти вершины. Я так думаю, что дичь вдоль тропы давно не слышала богатый и могучий русский язык и надолго была распугана нами. Самая хорошая часть волока это озеро. Кое- как покидали вещи и минут через 5 мы на другом берегу. Сделали привал. Перекусили, и снова в бой.

Итог: начав волок 4 июля в 18.00, закончили мы его 5-го в 7 утра. Ночью температура была +12, потеплело!

5 июля. Мы на берегу долгожданного озера Кукас, обещанных красот пока не видно, руки ноги гудят, одежда насквозь мокрая от пота, а самое обидное - негде встать лагерем - болото и только у кромки воды полоса полусухих камней шириной 10 метров. Смотрю на Юрку - никакой! Ему досталось больше, чем мне, жалея меня, основные тяжести таскал он. Положили на камни пленку, на нее вещи, на вторую пленку - спальники, развернули скатерть самобранку - колбаса, сыр, хлебушек, чарка. Закурил! Оборачиваюсь - спит Юрка, прямо на самобранке. Еле-еле запихнул его в спальник, сам рядом. Проснулись где-то в 16 часов, позавтракали (пообедали!) и в путь.

Шли вдоль правого берега в надежде найти какую-нибудь стоянку - тщетно. Редкие "турики" забираются на Кукас. Где-то в 11 вечера добрались до острова с избушкой и буквально на камнях поставили палатку. Видели двух рыбаков они на надувной моторке ловили рыбу, но то ли что-то с погодой, то ли ее там нет. Мы кидали блесну на дорожку - пусто. Эти рыбаки добрались до Кукаса на "Ниве" с западной стороны, от Кандалакши через Зареченск, и по лесовозной дороге прямо до озера. У них есть там домик, где они постоянно отдыхают.

6 июля. Подъем в 10 утра. Завтрак. Затем долгий "Совет в Филях", что делать? И как быть? У нас на руках обратные билеты 13 июля, впереди неделя, остаться на Кукасе и потом назад? Последнее слово за напарником. И тут он заявляет: "после чарки выпитой не желаю я идти на этот волок проклятый". Решаем идти вперёд, чего бы нам это не стоило. Ночуем в Кукасе на правом берегу, напротив северо-западной губы. Хорошая стоянка с идолом. Любуемся берегами озера - они очень высокие Кукас находится как бы в горном провале. Лес растет ярусами друг над другом. Вода - необыкновенно чистая, прозрачная. Жаль так быстро покидать Кукас, но решение принято.

7 июля. Связались с местным "Шумахером" извинились, заказ сняли. Доходим до речки Куксы - делаем привал. Пешком прошли вдоль реки до озера Челозеро - очень красивые пороги, водопады. После обеда идем на волок. По озеру обходим Куксу (она остается слева) потом волок метров 70 до озерка, переходим его за 2-3 минуты и мы на стоянке возле лесной дороги, которая нас выводит на основную наезженную дорогу, уходим вправо. Байдарку привязали к тележке, побросали в нее объемные легкие вещи и повезли по дороге где-то 3,5 км до Челозера. Всего мы сделали 3 ходки, причем с рюкзаками можно свернуть с наезженной дороги, но тележка с байдаркой там не пройдет.

Начали волок в 24. 00 закончили в 3.30 утра. Быстро ставим лагерь. Костер, ужин, чарка и вдруг видим круги на воде - резвится рыба. Забрасываем удочки, на крючках Калужские черви (всегда беру с собой в Карелии найти червей большая удача). А вот и первый улов Слегка присолил под гнетом, заряжаю коптилку (ольховая стружка и немного сухих шишек сосны). Через 20 минут снимаем с костра, Юра за это время выудил из рюкзаков по паре баночек пива и остудил в воде. Вы представляете себе картину? За плечами 3 ходки по 3,5 км - а усталости как не бывало, на столе золотисто-коричневые окуни в окружении холодного пива. Плюс к этому отваренные грибочки найденные на волоке. И тишина. И красота. К утру "гурманы" улеглись спать

8 июля. Проснувшись, как всегда где-то после обеда, позавтракали и быстренько проскочили Челозеро, дошли до Винча - порога, не стали рисковать, обнесли метров 150 правым берегом, еще немного усилий и мы были в Нотозере, пошли правым берегом и где-то напротив д. Моша на неплохой стоянке - чалимся. Пока напарник колдовал вокруг костра, Я решил порыбачить метрах в 20 от берега. Что тут началось! Где-то за 2 часа непрекращающегося клева я выловил на 1 крючок почти ведро без воды окуней и плотвичек по 20-25см.

Больше я выдержать не мог - сигареты, и спички остались на берегу. Когда я небрежно так показал прозрачное ведро Юрке, у того чуть не случился инфаркт. Быстро пережевал все Юркино колдовство, мы вышли на рыбалку. Рыбы было больше ведра, крупную рыбу мы выпотрошили, всю засолили, на ведро - пачка соли держали 2 суток, потом нанизали на веревки и вялили. Крупную рыбу-коптили. После рыбалки рухнули в палатку где-то в 5 утра.

9 июля. 13:00 - а мы уже на ногах уха, копченая рыба (опять под пиво) и снова в путь, идем западным берегом, заходим в реку Тюлле, и недалеко от озера Лопское наш "GPS" показывает широту 66.33 - Северный Полярный Круг.

По традиции купаемся, достаем копченых окуней и … вот оно "северное счастье" - у Юрки опять находится пара пива, отметив переход СПК, делаем на острове стоянку, рыбачим - еще ведро, солим, коптим, спать ложимся под утро часиков в 6. Мы в Заполярье

10 июля. Проснувшись, в 13:30 накрыли полянку, искупались, очень медленно собирались и вышли только в 20:00, прошли озеро Лопское, озеро Пажма, озеро Беличье и вышли на "морские просторы" Ковдозера. Берем курс на г. Слюдяная и, борясь с волнами и встречным ветром, все в брызгах, еле-еле продвигаемся вперед, на одном из островов вытаскиваем "скатерть-самобранку", греем чай-кофе. Погода портится. На западе черная туча заволокла весь горизонт, сверху вниз скользят молнии, гром. Вытаскиваем тент и быстренько натягиваем его над скатертью. Через 5 минут пошел первый за наше путешествие дождь. Перекусили. Отдохнули. Дождик закончился. Опять вперед. После отдыха чуть "сбили" прицел компаса и сходу, с размаху влетаем в губу Глубокая, но не напрасно. Наконец то пошел окунь не белый твистер, да какой - почти горбатый грамм по 500. На спиннинг и зимнюю удочку надергали десятка полтора. Затем вышли на мыс и напротив острова Великий остановились на высокой стоянке с прекрасным видом вокруг. Лагерь. Тент, пленка. Ужин. Спать в 7 утра.

11 июля - первая дневка. Ковдозеро просто ревет. Видно в волнах пожарный катер - его бросает как щепку. Коптим окуней, ждем у моря погоды. Но нет, худа без добра: комаров как ветром сдуло, забыли про ДЭТУ. Ночью прислушивались и где-то в 5 утра услышали чаек, волна потихоньку успокаивается. Быстро собираемся и в 6 утра выходим.

12 июля. Доходим до поселка Зеленоборский, проходим Лесобиржу, Затон, хотели выйти к Белому морю, но местные объяснили, что впереди плотина - выход просто не возможен. Юра срывается в местный магазин, возвращается с двумя полными пакетами: бананы, груши, яблоки, колбаска и другие вкусности, а главное - пиво. Уходим на противоположный берег, разбиваем лагерь. Рыбы копченной - море, да под пиво. Отдыхаем.

13 июля утром подъем подходим к причалу между Затоном и Лесобиржей чуть правее - губа почти до дороги, по которой каждые 15 минут идет автобус до станции Княжая. В конце губы - огромный плоский камень метров 30х30 на нем спокойно собираемся, купаемся. Нашли машину и за 250 рублей нас доставили на станцию. В 18.32 электричкой Кандалакша - Лоухи добираемся до станции Лоухи (там вокзал работает круглосуточно). Прибыли в 20.30. Зашли в магазин, купили продукты на поезд. В принципе если вы не хотите обременять себя лишним грузом, то продукты можно приобрести в Лоухах, а до Карелии добираться налегке. Ночью, где-то в 4.50 мы уже в скором 0.15 Мурманск - Москва. До свидания Карелия, до новых встреч!

Резюме: озеро Кукас - бесспорно красивое озеро, но я ожидал от него большего эффекта, не думаю, что Пяозеро, Кереть, Энгозеро чем-то хуже - у каждого есть своя изюминка. Но вот что касается сложности заброски, то тут уж точно Кукас - лидер. Есть еще один вариант: из Лоух, или Чупы доехать до Нольозера - далее по р. Нольозерская вы попадаете в Нотозеро - Челозеро-Кукас. В любом случае, идя на озеро Кукас необходимо иметь хотя бы 14 дней. Волок юго-западный (от Кундозера) занял у нас 13 часов, а северо-восточный (в Челозеро) всего 3,5 часа. Так что решайте сами как вам лучше идти.

С удовольствием почитаю комментарии и дополнения. О себе:1956 года рождения, работаю учителем в сельской школе Калужской области. С 1976 года отдыхаю в Северной Карелии и Мурманской области, ходил на деревянных лодках, плотах, Салюте, Таймене. Многие туристы должны помнить меня по песням Высоцкого в вагонах поездов.